Минфин и ФНС России о возникновении облагаемого НДФЛ дохода при возмещении нанимателем коммунальных расходов

Информируем о появлении в правовых базах письма ФНС РФ от 08.05.2019 № БС-4-11/8703@, которым направлено для сведения и (что более важно) использования в работе налоговыми органами письмо МФ РФ от 29.04.2019 № 03-04-07/31733 (оба документа полностью приведены ниже в настоящей статье).

В направленном ФНС РФ письме Минфина РФ рассмотрен вопрос возникновения облагаемого НДФЛ дохода у наймодателя при получении по договору найма жилого помещения от нанимателя помимо платы за пользование помещением суммы возмещения расходов на уплату наймодателем (как собственником) коммунальных услуг.
К какому выводу пришел МФ РФ (и который, очевидно, теперь рекомендовано применять налоговым органам)?

МФ РФ процитировал ГК РФ в части положений о том, что обязанность по несению расходов по оплате коммунальных услуг (плата за холодную воду, горячую воду, электроэнергию, теплоэнергию, бытовой газ, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами) в рамках договора найма жилого помещения лежит на наймодателе как собственнике помещений.
В то же время, возмещение нанимателем жилого помещения суммы расходов наймодателя на оплату за коммунальные услуги, если соответствующая плата за коммунальные услуги зависит от их фактического потребления нанимателем и фиксируется на основании показаний установленных надлежащим образом индивидуальных приборов учета, не образует экономической выгоды у наймодателя, поскольку такие выплаты производятся нанимателем в своих интересах.
Вывод об отсутствии у наймодателя экономической выгоды при получении указанного выше возмещения однозначно говорит о том, что у него на сумму полученных средств такого возмещения не образуется облагаемый НДФЛ доход, так как именно факт наличия экономической выгоды и открытый перечень облагаемых НДФЛ доходов по главе 23 НК РФ могли бы служить основанием для того, чтобы делать обратные выводы, т.е. настаивать на том, что получаемые наймодателем суммы возмещения коммунальных расходов являются для него облагаемыми НДФЛ доходами.
Но МФ РФ в своем письме фактически указал, что для наймодателя НДФЛ облагается только непосредственно сумма платы за пользование жилым помещением.

На наш взгляд, данный вывод принципиально меняет сложившуюся до сих пор практику исчисления НДФЛ с доходов как по договорам найма жилого помещения, так и в принципе по договорам аренды.
До сих пор рассматриваемые суммы возмещения, получаемые наймодателями (арендодателями), считались формирующими облагаемый НДФЛ доход у получателя (как и облагаемый налогом на прибыль доход в случае, если стороной по договору является юридическое лицо).
При этом физическое лицо в рамках декларирования полученных доходов и (или) при исчислении суммы подлежащего уплате с доходов по договорам найма (аренды) НДФЛ имели возможность заявить профессиональные налоговые вычеты на сумму фактически понесенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов (ст.221 НК РФ) и в результате фактического исчисления налога с суммы полученного возмещения могло не происходить.
Схожим образом арендодатели - юридические лица при исчислении налога на прибыль кроме доходов могли признавать расходы, в том числе, например, расходы на коммунальные услуги, и в результате фактической уплаты налога с получаемого возмещения таких расходов не происходило.
Но те налогоплательщики, которые применяют, например, УСН с объектом налогообложения "доходы", т.е. режим, при котором понесенные расходы не учитываются при налогообложении, фактически формировали налоговую базу с учетом сумм получаемого возмещения, не имея возможности её на что-либо уменьшить.
Теперь же МФ РФ предложил принципиально иной подход, сказав, что если возмещение получено по показаниям приборов учета, то у получателя не формируется экономической выгоды. При этом МФ РФ использует 2 аргумента:
- возмещение осуществлено по показаниям приборов учета, т.е. "рубль в рубль" соответствует сумме понесенных расходов;
- хотя по общему правилу обязанность несения коммунальных расходов - это обязанность собственника, фактически наниматель (то же самое, как нам кажется, можно сказать и про арендатора по договору аренды) оплачивает коммунальные услуги в своих интересах, так как именно он эксплуатирует помещение и фактически "тратит" соответствующие коммунальные ресурсы, которые нужны ему, а не собственнику.

На наш взгляд, данные аргументы и весь сделанный МФ РФ в целом вывод являются очень спорными:
1) если бы наниматель (арендодатель) не сдавал объект по договору найма (аренды), он все равно бы нес расходы, связанные с необходимостью поддержания помещения. Возможно, это были бы меньшие по величине расходы, но они в любом случае должны были бы иметь место. Иное было бы возможно, только при полном отключении помещения от всех коммунальных ресурсов, что вряд ли возможно в широком применении. Таким образом, фактически можно утверждать, что, получая возмещение коммунальных ресурсов, наймодатель (арендодатель) всё-таки формируют для себя экономическую выгоду: помимо "чистого дохода" в виде платы за пользование они "избавляют" себя от бремени несения расходов по содержанию своей собственности;
2) выводы, сделанные МФ РФ, как указано выше, указаны для вопроса исчисления НДФЛ по договорам найма жилого помещения. Но при этом мотивировка и аргументация, примененная МФ РФ, позволяет в равной степени распространить эти выводы и на договоры аренды, и на исчисление иных налогов, помимо НДФЛ, в том числе налог на прибыль организаций и что более существенно - на единый налог при УСН, особенно если рассматривать единый налог с объектом налогообложения "доходы".

Мы предполагаем, что выводы, сделанные для НДФЛ и по договорам найма жилого помещения, которые зачастую даже не рассматриваются в качестве коммерческой (предпринимательской) деятельности, направлены на упрощение порядка налогообложения физических лиц - наймодателей (как указано выше, формально через заявление профессиональных вычетов они и так могли не платить НДФЛ с получаемых сумм возмещения, если такое возмещение осуществлено в пределах фактически понесенных собственником расходов).
Но еще раз повторим, что использованная МФ РФ аргументация никак не ограничивает, по нашему мнению, налогоплательщиков в возможности распространения сделанного МФ РФ вывода на иные налоги и иные договоры.
При этом мы информируем Вас о соответствующей возможности (тем более, что письмо МФ РФ было разослано ФНС РФ для применения), но не можем однозначно рекомендовать её к использованию (особенно по иным договорам, чем договора найма жилого помещения, и для целей исчисления иных, чем НДФЛ, налогов).

Приложение: тексты письма ФНС России от 08.05.2019 №БС-4-11/8703@ и письма МФ РФ от 29.04.2019 №03-04-07/31733.

Исп. Леонов А.


ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 8 мая 2019 г. N БС-4-11/8703@

ПО ВОПРОСУ
ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДОХОДОВ
НАЙМОДАТЕЛЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ВИДЕ СУММ ОПЛАТЫ НАНИМАТЕЛЕМ
ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ЧАСТИ, КОТОРАЯ
ЗАВИСИТ ОТ ИХ ФАКТИЧЕСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ФИКСИРУЕТСЯ
НА ОСНОВАНИИ ПОКАЗАНИЙ УСТАНОВЛЕННЫХ НАДЛЕЖАЩИМ
ОБРАЗОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ УЧЕТА

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2019 N 03-04-07/31733 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов наймодателя жилого помещения в виде сумм оплаты нанимателем жилого помещения за коммунальные услуги в части, которая зависит от их фактического потребления и фиксируется на основании показаний установленных надлежащим образом индивидуальных приборов учета.
Доведите указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК


 

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 апреля 2019 г. N 03-04-07/31733

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов наймодателя жилого помещения в виде сумм оплаты нанимателем жилого помещения за коммунальные услуги в части, которая зависит от их фактического потребления и фиксируется на основании показаний установленных надлежащим образом индивидуальных приборов учета, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Таким образом, денежные средства, получаемые физическим лицом - наймодателем в виде платы за пользование жилым помещением, являются доходом указанного лица и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за коммунальные услуги (подпункт 3 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Следует учитывать, что плата за коммунальные услуги является обязанностью именно собственника помещения.
В то же время, по мнению Департамента, возмещение нанимателем жилого помещения суммы расходов наймодателя на оплату за коммунальные услуги, если соответствующая плата за коммунальные услуги зависит от их фактического потребления нанимателем и фиксируется на основании показаний установленных надлежащим образом индивидуальных приборов учета, не образует экономической выгоды у наймодателя, поскольку такие выплаты производятся нанимателем в своих интересах.

Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ

 

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6