О Постановлении КС РФ про порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой или инвентаризационной стоимости

Настоящим информируем о Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П "По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой" (далее - Постановление КС РФ № 10-П), опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19.02.2019.

В Постановлении КС РФ № 10-П рассмотрен вопрос о конституционности статьи 402 НК РФ, в соответствии с которой налоговая база в отношении объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости, с учетом того, что в течение переходного периода (до 01.01.2020) налоговая база может определяться исходя из инвентаризационной стоимости с применением налоговой ставки, установленной органами местного самоуправления (органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в пределах от 0,3 процента до 2 процентов.

Так, в деле заявительницы налог на имущество физических лиц, рассчитанный исходя из инвентаризационной стоимости жилого дома (3'171'466 рублей) с учетом коэффициента-дефлятора с применением налоговой ставки, равной 1,5 процента от этой стоимости, составил 47'572 рубля. В случае, если бы налог был рассчитан исходя из кадастровой стоимости (2'873'674 рубля 88 копеек), то сумма налога составила бы лишь 2'874 рубля (т.е. существенно меньше начисленного), поскольку в таком случае применялась бы налоговая ставка 0,1 процента.

В мотивировочной части Постановления № 10-П КС РФ, в частности, указал следующее:
"Предусмотренная федеральным законодателем возможность применения на территории разных субъектов Российской Федерации до 01.01.2020 года различных способов (показателей) определения такого элемента обложения налогом на имущество физических лиц, как налоговая база, исходя из инвентаризационной или кадастровой стоимости объектов недвижимости не должна приводить к тому, что граждане, обладая сопоставимым по рыночной стоимости подлежащим налогообложению имуществом (тем более столь социально значимым, как жилье), оказывались бы лишь из-за этого обстоятельства в существенно различном положении применительно к размеру налоговой обязанности.
<...>
Конституционно-правовая потребность защиты прав налогоплательщиков в данном случае обусловлена тем обстоятельством, что, фактически признав несовершенство инвентаризационной стоимости для целей применения налога на имущество физических лиц и предусмотрев применение вместо нее кадастровой стоимости, законодатель все же допустил саму возможность продолжения применения инвентаризационной стоимости в отдельных субъектах Российской Федерации до 01.01.2020 по их усмотрению, исходя из сложности и затратности процедуры государственной кадастровой оценки.
<...>
Законодательство Российской Федерации не исключает определения кадастровой стоимости конкретного объекта недвижимости в период до завершения в субъекте Российской Федерации кадастровой оценки <...>.
<...>
С учетом этого для недопущения существенного (во всяком случае - в два раза и более) различия в размере налога на имущество физических лиц (в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости) <...> в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки. Если же кадастровая стоимость конкретного объекта недвижимости не определена, это не исключает применения взамен нее для целей налогообложения (по решению налогового органа, а при наличии спора - суда) рыночной стоимости соответствующего объекта, определенной в соответствии с требованиями нормативного регулирования оценочной деятельности."

В результате приведенных выше доводов КС РФ:
1) Признал не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 НК РФ, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
2) Указал, что выявленный в рассматриваемом Постановлении КС РФ № 10-П конституционно-правовой смысл пунктов 1 и 2 статьи 402 НК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

По нашему мнению, из текста Постановления КС РФ № 10-П однозначно не следует какое именно превышение суммы налога является существенным (в мотивировочной части КС РФ указывает, что существенным является различие во "всяком случае - в два раза и более" раза). Предполагаем, что в случае, если разница будет менее чем в два раза именно налогоплательщик должен будет обосновывать налоговому органу (или суду), что разница является существенной. При этом так как критерий является субъективным, то и заранее предсказать решение не представляется возможным.

Помимо этого, не совсем ясно в какой части на решение КС РФ повлияла фигура заявительницы (значительная разница суммы налога, материальное положение), в том числе с учетом особого мнения судьи Казанцева С. М., который занял противоположную позицию, что положения статьи 402 НК РФ не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой ими в системе действующего правового регулирования исключается право налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога подлежит исчислению исходя из инвентаризационной стоимости.

Обращаем внимание, что ФНС России направила территориальными налоговыми органами Письмо ФНС России от 19.02.2019 № БС-4-21/2825@ "Об исполнении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П по делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации". В связи с этим, полагаем, что налоговые органы в том ли ином виде будут вынуждены применять Постановление КС РФ № 10-П, однако на настоящий момент предсказать в каком именно порядке это будет осуществляться не представляется возможным.

Исп. Шумилина М.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6