О разъяснениях Минтруда РФ по вопросу проведения СОУТ

Настоящим информируем о том, что 17.01.2019 на сайте http://www.rosmintrud.ru Министерство труда и социальной защиты РФ разместило Разъяснения от 16.01.2019 г. по вопросу проведения специальной оценки условий труда в организациях микро- и малого бизнеса и у индивидуальных предпринимателей.

Как следует из письма, Минтруд разъяснил особенности контрольных мероприятий результатов специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) применительно к субъектам микро- и малого бизнеса, а также индивидуальным предпринимателям.
Напомним, что к субъектам микробизнеса (микропредприятиям) относятся предприятия, среднесписочная численность которых не более 15 чел. и доход не более 120 млн. руб. При этом минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физическим лицам или организациям - субъектам малого предпринимательства (далее - СМП). Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или некоммерческих организаций - 25%.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются организации, имеющие те же ограничения участия СМП и других образований, указанные выше, а также отвечающие следующим критериям: среднесписочная численность не более 100 чел. и доход не более 800 млн. руб. (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").

Уполномоченный орган в Разъяснениях еще раз обратил внимание на то, что СОУТ, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" проводится у всех работодателей, т.е. рабочие места у всех работодателей должны быть оценены специализированной организацией на предмет идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и уровня их воздействия на работника. При этом следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ СОУТ не проводится в том случае, когда работодатель привлекает специалистов на условиях аутсорсинга (по гражданско-правовым договорам), или специалистов, выполняющих работу на дому (надомники, по трудовым договорам), или дистанционных работников (когда выполненная работа, как правило, сдается работодателю через Интернет, по трудовым договорам).

Однако, несмотря на прямое законодательное требование о необходимости провести СОУТ до 01.01.2019 г. (ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"), Минтруд устанавливает следующие положения:
А) Для вновь образованных в 2018 году работодателем рабочих мест срок проведения СОУТ составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда - декабрь 2019 года.
Б) В случае выявления факта отсутствия результатов СОУТ работодателю должно быть направлено предостережения о недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда, в котором должен быть установлен срок устранения возможного нарушения. И только в случае неисполнения работодателем данного предостережения включается механизм административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на работодателя санкций, предусмотренных нормами ст. 5.27.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Справочно: часть 2. ст. 5.27.1 КоАП РФ Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5´000 до 10´000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5´000 до 10´000 рублей; на юридических лиц от 60´000 до 80´000 рублей.
Часть 5 ст. 5.27.1. КоАП РФ Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30´000 до 40´000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30´000 до 40´000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 100´000 до 200´000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Резюмируя, можно сказать, что предлагаемый Министерством труда подход позволит работодателю обеспечить безопасность работников в процессе их трудовой деятельности и права работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, используя льготный период 2019 г., даже в том случае, когда, с формальной точки зрения имеет место административное правонарушение, но его выявление и устранение причин при добросовестном поведении работодателя не приведет к наложению на него административного штрафа.

Москаленко Л.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6