723/1830
Новое на сайте

Обзор изменений Федерального закона № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и НК РФ в части правил представления бухгалтерской отчетности

Настоящим информируем об изменении (уточнении) правил представления бухгалтерской отчетности.

В настоящее время вопросы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности регулируются:

1) Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон предусматривает правила представления в органы статистики "обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности всеми субъектами, составляющими такую отчетность, не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года (вместе с аудиторским заключением по такой отчетности, если отчетность подлежит обязательному аудиту);

2) Налоговым кодексом РФ. Статья 23 НК РФ требует представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту нахождения организации, если она обязана составлять такую отчетность, не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного года. Требование о представлении в налоговые органы аудиторского заключения по отчетности нет;

3) учредительными, корпоративными документами организации, а также условиями её договорных взаимоотношений с контрагентами (в которых могут быть обозначены вопросы формирования и представления бухгалтерской отчетности).

Законодатель уточнил правила, касающиеся представления бухгалтерской отчетности, внеся изменения как в Закон "О бухгалтерском учете", так и в НК РФ.

1. Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (далее также - Закон № 444-ФЗ) официально опубликован на портале pravo.gov.ru 28.11.2018.

Закон изменяет не только порядок представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и вносит коррективы в правила её составления. В частности, статья 13 "Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности" Закона о бухучете дополняется новым пунктом 7.1. Этот пункт вводит норму о составлении отчетности как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом необходимость составления отчетности на бумажном носителе будет возникать только тогда, когда законодательством РФ или договором будет предусмотрено требование о представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган именно на бумажном носителе. При этом указано, что в этом случае (при наличии указанного требования) экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.
Таким образом, в целом новое правило исходит из того, что по умолчанию и при отсутствии иных требований бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. С учетом правок бухгалтерская (финансовая) отчетность будет считаться составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта без указания на то, что имеется в виду подписание составленной на бумажном носителе отчетности (как было до сих пор по пункту 8 статьи 13 Закона о бухучете).
Эти изменения согласно Закону вступают в силу с момента официального опубликования (28.11.2018). Но при этом определено, что не являющиеся организациями государственного сектора организации применяют эти правила только с 01.01.2020. Получается, что с даты официального опубликования Закона (т.е. в том числе с отчетности за 2018 год) правила о формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме с представлением на бумажном носителе только при наличии прямого указания на это в договоре или нормативном акте применяются исключительно организациями государственного сектора.

Что касается правил, касающихся непосредственно вопросов представления обязательного экземпляра отчетности, то они вступают в силу с 01.01.2020 и предусматривают следующее. Статья 18 Закона о бухучете, регулирующая эти вопросы и до сих содержавшая правило о представлении обязательного экземпляра годовой отчетности в органы статистики, излагается абсолютно в новой редакции, принципиально меняющий действующий до внесения данных правок порядок:

1) сама статья 18 в новой редакции называется "Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности" и предусматривает создание такого ресурса, на котором будет размещаться годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность всех экономических субъектов, обязанных её составлять, и аудиторское заключение по ней (в случае если отчетность подлежит обязательному аудиту).

2) вести названный выше ресурс будет ФНС РФ. В связи с этим вместо обязанности представления обязательного экземпляра отчетности в органы статистики Закон предусматривает необходимость представления такого экземпляра в налоговый орган по месту своего нахождения. Обязательный экземпляр отчетности представляется в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

3) Срок представления отчетности в ФНС РФ остаётся прежним - не позднее 3-х месяцев после окончания отчетного периода (т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным). Также неизменным остаётся срок представления аудиторского заключения по отчетности, подлежащей обязательному аудиту: вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. Однако и аудиторское заключение теперь нужно будет представлять не в органы статистики, а в налоговые органы, и его также нужно будет представить в электронном виде - как указано в Законе, "в виде электронного документа" (без разъяснения, что именно под этим подразумевается за исключением того, что формат представления аудиторского заключения, как и самой отчетности, должна будет утвердить ФНС РФ);

4) Любое заинтересованное лицо сможет получить сведения из вновь создаваемого государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, правда, получить такие сведения можно будет, как указано в Законе, за плату, размер которой определит Правительство РФ. От внесения такой платы освобождены только государственные органы, органы местного самоуправления и ЦБ РФ. В части данного вопроса напомним, что на сайте ФНС РФ с 2018 года заработал ресурс, позволяющий любому заинтересованному лицу получить информацию об основных показателях деятельности организации в виде сумм доходов и расходов по данным её бухгалтерской (финансовой) отчетности за год, предшествующий году размещения таких сведений на сайте ФНС России, а также данные о среднесписочной численности работников, суммах уплаченных налогов за предшествующий год, применяемых налоговых режимах и выявленных налоговых правонарушениях. Эти сведения, конечно, не способны полностью заменить информацию из годовой бухгалтерской отчетности. Но, по крайней мере, на сегодня они предоставляются бесплатно (фактически находятся в открытом доступе на сайте ФНС РФ);

5) От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС РФ Закон освободил:
- организации государственного сектора;
- ЦБ РФ;
- религиозные организации;
- организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ РФ (в этом случае ЦБ РФ направит полученные сведения в ФНС РФ);
- организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне (по-прежнему будут представлять отчетность в органы статистики);
- иные организации в случаях, установленных Правительством РФ (также по-прежнему должны будут представлять отчетность в органы статистики).
Еще одно правило о непредставлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в ФНС РФ Закон предусмотрел в отношении заключительной (в Законе она называется "последняя") бухгалтерской отчетности, подготавливаемой в рамках ликвидации или реорганизации организаций (статьи 16, 17 Закона о бухучете). В данной части правку можно назвать технической, так как такая последняя отчетность (формируется на дату предшествующую дате исключения компании при реорганизации или ликвидации из ЕГРЮЛ) и в настоящее время никуда не представляется.

6) Еще раз повторим, что рассмотренный выше новый порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности вступает в силу с 01.01.2020. Это означает, что впервые он коснется вопросов представления отчетности за 2019 год (по сроку не позднее 31.03.2020). При этом переходными положениями Закона в отношении отчетности за 2019 год предусмотрено следующее:
1) субъектами малого предпринимательства такая отчетность представляется в ФНС РФ или на бумажном носителе, или в электронном виде (очевидно по выбору самой организации). Еще раз подчеркнем, что такое право выбора у субъектов малого предпринимательства будет только в отношении представления отчетности за 2019 год. За 2020 и последующие периоды они должны будут представлять отчетность уже только в электронном виде;
2) всеми остальными экономическими субъектами - сразу же только в электронном виде.

7) в отношении переходных моментов, касающихся передачи функций по сбору обязательного экземпляра годовой отчетности от Госкомстата к ФНС РФ Закон установил следующее.
С 01.01.2020 Госкомстат:
- осуществляет полномочия по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории РФ, а также аудиторскими заключениями о ней за отчетные периоды 2014 - 2018 годов до истечения установленного Законом о бухучете срока хранения бухгалтерской (финансовой) отчетности (5 лет). Т.е. как минимум до 2023 года в отношении обеспечения заинтересованных лиц данными об отчетности и аудиторских заключений по ним за 2018 год;
- прекращает осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 01.01.2018. С 01.01.2020 эти функции переходят к ФНС РФ. Причем, из представленной нормы понятно, что даже отчетность за 2017 или более ранние периоды, если она является пересмотренной и представляется после 01.01.2020, должна представляться в ФНС РФ. В этой связи, на наш взгляд, не совсем ясно, кто и как будет отслеживать вопросы "замены" отчетности по периодам за 2019 год и более ранние периоды в случае представления пересмотренной отчетности. Ведь фактически "первоначальная" отчетность в этом случае будет находиться в ведении Госкомстата, а пересмотренная, если он будет составлена после 01.01.2020, - в ФНС РФ.

2. Федеральный закон от 28.11.2018 № 447-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 части первой НК РФ" (далее также - Закон № 447-ФЗ) официально опубликован на портале pravo.gov.ru 28.11.2018.

Закон № 447-ФЗ, с одной стороны, связан с рассмотренными выше правками Закона о бухучете в части изменений правил представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а с другой стороны, в принципе уточняет норму статьи 23 первой части НК РФ в отношении того, у кого именно возникает обязанность представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность.
До сих пор подпункт 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ устанавливал обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Законом о бухучете не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
В целом данная формулировка была не совсем корректна, мешая вместе и тех, кто в силу своего статуса (например, ИП) должны представлять книгу учета доходов и расходов, и тех, кто должен представлять бухгалтерскую отчетность. К тому же, как указано выше, с учетом изменений Закона о бухучете для абсолютного большинства организаций (за исключением прямо указанных в тексте Закона) введена обязанность представления годовой отчетности в налоговый орган в качестве исполнения обязанности по представлению обязательного экземпляра годовой отчетности. И, соответственно, нет необходимости дублирования одной и той же обязанности в разных нормативных актах.

В итоге рассматриваемый Закон уточнил приведенные выше формулировки, фактически разбив подпункт 5 пункта 1 статьи 23 на два отдельных подпункта:

- новая редакция подпункта 5 говорит только об обязанности индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

- новый подпункт 5.1 содержит требование о представлении в налоговый орган именно бухгалтерской (финансовой) отчетности, но касается он только тех лиц, которые не обязаны это делать по Закону о бухучете, исключая тех, кто в принципе не обязан формировать бухгалтерскую отчетность, религиозных организаций (без уточнения на факт отсутствия у них налогооблагаемых доходов) и тех, кто обязан представлять свою бухгалтерскую отчетность в ЦБ РФ, который обязан передать собираемые им экземпляры отчетности в налоговый орган в срок не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.
Таким образом, фактически новый подпункт 5.1 пункта 1 статьи 23 НК РФ распространяется на:
а) организации государственного сектора;
б) ЦБ РФ;
в) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне и иные организации в случаях, установленных Правительством РФ (напомним, что эта категория лиц по-прежнему будет должна представлять свою отчетность в органы статистики, т.е. только для них после 2020 года сохранится обязанность представления годовой бухгалтерской отчетности как в органы статистики по Закону о бухучете, так и в налоговые органы).
Для всех прочих лиц НК РФ более не будет содержать требование об обязанности представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы, хотя фактически налоговые органы останутся единственным законодательно для всех установленным получателем такой отчетности, но отныне - в рамках действия не НК РФ, а Закона о бухучете.

Как и правки Закона о бухучете в части нового порядка представления обязательного экземпляра отчетности, рассмотренные выше, изменения статьи 23 НК РФ вступают в силу с 01.01.2020.

Исп. Леонов А.

 


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено