ФНС о направлении рекомендуемых форм уведомления о ранее представленных документах, дополнения к акту проверки и решения о продлении срока камеральной проверки

Настоящим сообщаем о письме ФНС РФ от 07.11.2018 № ЕД-4-15/21688@ "О направлении рекомендуемых форм" (далее также - письмо ФНС РФ).

Письмо ФНС РФ носит технический характер, так как направляет для использования налоговыми органами и налогоплательщиками рекомендуемые формы документов, появление которых обусловлено изменениями, внесенными в НК РФ федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ (далее также - Закон № 302-ФЗ), пока эти формы не будут утверждены соответствующими нормативными актами ФНС РФ. В частности, речь идет о следующих формах документов:

1. Рекомендованная форма уведомления о ранее представленных документах (информации).

Ранее мы проинформировали о том, что изменениями, внесенными Законом № 302-ФЗ в статьи 93 и 93.1 первой части НК РФ уточнены нормы, касающиеся прав налогоплательщика не представлять в налоговый орган по его запросу документы (информацию), которые ранее уже были представлены налогоплательщиком по запросу налогового органа. Изменениями уточнено, что такие права существуют у налогоплательщика независимо от оснований, по которым у него ранее истребовались соответствующие документы (информация), и независимо от того, в какой налоговый орган они представлялись.
При этом налогоплательщик обязан в любом случае в установленные сроки направить в налоговый орган уведомление с указанием причины непредставления документов (информации) и приведением реквизитов документа, подтверждающего имевший место факт представления документов (информации) ранее.
Аналогичный порядок Закон № 302-ФЗ предусмотрел в отношении подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% в части представления в налоговый орган копий экспортных договоров (контрактов), которые ранее уже были представлены в налоговый орган, например, при подтверждении ставки НДС 0% по предыдущим периодам. Опять-таки важным является то, что налогоплательщик в любом случае обязан направить в налоговые органы документ (уведомление) о причинах, по которым он не представляет те документы, которые в общем случае должны быть в пакете на подтверждение ставки НДС 0%.
Форму такого документа (уведомления) должно утвердить ФНС РФ (как сказано в комментируемом письме ФНС РФ, соответствующие изменения должны быть внесены в приказ ФНС РФ от 25.01.17 № ММВ-7-2/34@). До этого времени ФНС РФ предлагает пользоваться формой, приведенной в приложении № 2 к комментируемому письму ФНС РФ.

2. Рекомендованная форма дополнения к акту налоговой проверки.

Закон № 302-ФЗ в отношении налоговых проверок, завершившихся после 03.09.2018, предусмотрел, что проводимые в рамках таких проверок дополнительные мероприятия налогового контроля должны завершаться оформлением дополнений к акту налоговой проверки с указанием вопросов, рассмотренных в рамках таких мероприятий, собранных налоговым органом дополнительных документах, информации, а также выводах, сделанных на их основании (до этого времени налоговый орган лишь был обязан ознакомить налогоплательщика с собранными им дополнительными документами, но как эти документы будут трактоваться проверяющими, налогоплательщик мог узнать только уже из текста решения по результатам проверки).
Письмо ФНС РФ приложении № 3 направило рекомендованную форму таких дополнений к акту налоговой проверки, которую должны будут использовать налоговые органы.

3. Рекомендованная форма решения о продлении срока камеральной налоговой проверки.

Мы также ранее информировали, что Закон № 302-ФЗ (в качестве одной из мер, компенсирующих повышение ставки НДС с 18 до 20%) сократил сроки камеральных налоговых проверок деклараций по НДС с 3-х до 2-х месяцев. Но при этом Закон установил, что если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом будут установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки (до "обычных" 3-х месяцев со дня представления декларации).
До утверждения ФНС России в установленном порядке формы решения о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки по НДС ФНС РФ в комментируемом письме указала на возможность применения рекомендованной формы согласно приложению №1 к письму ФНС РФ.
От себя еще раз добавим, что, на наш взгляд, действующий ныне порядок представления и проверок деклараций по НДС таков, что он с очень большой долей вероятности будет давать налоговым органам возможность продлевать срок камеральных проверок деклараций по НДС до "стандартных" 3-х месяцев, так как вероятность того, что налоговым органом будут обнаружены какие-то нестыковки между сведениями, отражаемыми проверяемым налогоплательщиком в своей декларации по НДС, и аналогичными сведениями его контрагентов достаточно высоки.

Исп. Леонов А.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6