Обзор изменений НК РФ, внесенных пакетом законов от 12.11.2018

Сообщаем об очередном пакете налоговых законов, которые на этот раз вошли в число документов, подписанных Президентом РФ и официально опубликованных на портале http://pravo.gov.ru 12.11.2018.
В данном сообщении речь идет о следующих 4-х законах:

1) Федеральный закон от 12.11.2018 № 405-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй НК РФ" (далее также - Закон № 405-ФЗ);

2) Федеральный закон от 12.11.2018 № 412-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (далее также - Закон № 412-ФЗ);

3) Федеральный закон от 12.11.2018 № 414-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные" (далее также - Закон № 414-ФЗ);

4) Федеральный закон от 12.11.2018 № 415-ФЗ "О внесении изменений в статью 333-33 части второй НК РФ" (далее также - Закон № 415-ФЗ).

Ни один из этих законов, по нашему мнению, не затрагивает широкий круг налогоплательщиков, а представляет интерес только для определенных лиц и специфических хозяйственных операций (ситуаций).
Краткая информация об основных положениях всех 4-х законов представлена ниже.

1. Федеральный закон от 12.11.2018 № 405-ФЗ "О внесении изменений в статью 165 части второй НК РФ".

Закон № 405-ФЗ в очередной раз (как минимум, 3-й в течение 2018 года) уточняет перечень документов, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0%. В данном случае изменения затрагивают резидентов территории опережающего социально-экономического развития и резидентов свободного порта Владивосток - для них текст подпункта 5 пункта 1 статьи 165 НК РФ дополняется указанием на документ, подтверждающий их статус как резидентов соответствующих зон, который необходимо представить, чтобы обосновать ставку НДС 0% при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Данные изменения (хотя, на наш взгляд, они носят скорее технический характер), вступают в силу не сразу с момента официального опубликования, а с 01.01.2019.

2. Федеральный закон от 12.11.2018 № 412-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".

Закон № 412-ФЗ уточняет порядок освобождения от ответственности лиц, воспользовавшихся правилами амнистии капиталов в рамках так называемой "второй волны" (представление специальной декларации в срок до 01.03.2019).
Установлено, что уголовная ответственность не наступает за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения прибыли контролируемой иностранной компании в налоговую базу контролирующего лица:
1) в 2016 и 2017 годах - в случае, если контролирующим лицом является организация и ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме;
2) в 2016 - 2018 годах - в случае, если контролирующим лицом является физическое лицо и ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме.
Отметим, что до правок, внесенных Законом № 412-ФЗ, предусматривалось ненаступление уголовной ответственности за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица (физического лица, организации) в 2016 и 2017 годах прибыли контролируемой иностранной компании при условии возмещения ущерба в полном объеме, таким образом, внесенными правками улучшено положение физического лица, являющегося контролирующим лицом КИКа.
Закон № 412-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть 12.11.2018, при этом новые условия ненаступления уголовной ответственности в части деяний, связанных с неуплатой или неполной уплатой налога в результате невключения прибыли контролируемой иностранной компании в налоговую базу контролирующего лица, являющегося физическим лицом, в 2018 году, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.

3. Федеральный закон от 12.11.2018 № 414-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные".

Закон № 414-ФЗ вводит в пункт 2 статьи 146 НК РФ новый подпункт 18, который добавляет еще один вид операций по передаче, отныне не признаваемых реализацией для целей НДС. Такими операциями будет признаваться передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Дополнительно Законом вносятся правки в статьи 170 и 171.1 НК РФ, с учетом которых осуществление указанной выше передачи как операции, не признаваемой объектом налогообложения по НДС, не приведет к необходимости восстановления ранее примененных налогоплательщиком налоговых вычетов по НДС в отношении расходов по созданию или реконструкции передаваемых объектов.
Данные правки главы 21 НК РФ вступают в силу с 01.01.2019.

4. Федеральный закон от 12.11.2018 № 415-ФЗ "О внесении изменений в статью 333-33 части второй НК РФ".

Закон № 415-ФЗ вносит изменения в главу 25.3 НК РФ "Государственная пошлина", уточняя размер государственной пошлины, взимаемой за принятие решения по заявлениям о рассмотрении (урегулировании) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, платы, надбавок), поданным в соответствии с законодательством РФ. До сих пор пункт 1 статьи 333.33 НК РФ содержал различные размеры госпошлины за принятие ФАС РФ указанных решений, установленные в подпунктах 123 и 124 (160 тыс. руб. по спорам, связанным с субъектами естественных монополий и 80 тыс. руб. по спорам между органами власти друг с другом и организациями коммунального хозяйства). Цель правок - установление единого размера госпошлины за действия, связанные с принятием ФАС РФ решений в отношении регулируемых цен, тарифов (таким новым размером является сумма 120 тыс. руб., а единственным подпунктом пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, посвященным данной проблематике, останется новая редакция подпункта 123).
Закон № 415-ФЗ вступает в силу с 13.12.2108.

Исп. Леонов А., Кобякова Е.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6