Письмо ФНС РФ об аннулировании принятия налоговых деклараций

Настоящим информируем о появившимся у налоговых органов подходе к оценке действий налогоплательщика (в основном - контрагента проверяемого лица), который, по их мнению, позволяет признать факт непредставления им (контрагентом проверяемого лица) налоговых деклараций.

Речь идет о письме ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 "О профилактике нарушений налогового законодательства" (письмо было рассмотрено на проведенном Консалтинговой группой "Аудит Санкт-Петербург" семинаре 12.10.2018, но в силу того, что не все получатели наших информационных писем на нем присутствовали, мы направляем эту информацию настоящим сообщением).

Появление указанного выше письма обусловлено рассмотрением налоговым органом одного из признаков, позволяющим признать деятельность контрагента проверяемого налогоплательщика в качестве "фиктивной", содержащей признаки "компании-однодневки", или доказать факт отсутствия соблюдения установленного статьей 54.1 НК РФ условия для признания проверяемым налогоплательщиком налоговых расходов и (или) вычетов по сделке с таким контрагентом в связи с недоказанностью того, что именно этот контрагент выполнял заявляемые в первичных документах операции по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
До сих пор налоговые органы в качестве одного из доказательств "фиктивности" деятельности контрагента проверяемого налогоплательщика использовали такой факт, как непредставление этим контрагентом налоговых деклараций и незаявление им тех оборотов, которые отражены в налоговом учете проверяемого лица.
Но в последнее время налоговые органы сталкивались со сложностью применения данного вида доказательств по причине представления контрагентами проверяемых налогоплательщиков налоговых деклараций. И сам этот факт использовался налогоплательщиками в свою защиту, как свидетельство реальности деятельности своего контрагента.
С учетом этого в вышеназванном письме ФНС РФ сделана попытка обосновать подход, позволяющий налоговым органом признать факт представления "сомнительным" лицом налоговых деклараций несостоявшимся, и тем самым не позволить использовать один из основных аргументов в защиту его добросовестности.

Единственной нормой НК РФ, которая может позволить фактически представленные и принятые налоговым органом налоговые декларации (расчеты) признать непредставленными, является установление факта подписания такой декларации (расчета) неустановленным или неуполномоченным на это лицом. Именно подписание деклараций "не тем" лицом по статье 81 НК РФ позволяет налоговому органу при условии представления декларации по установленной форме отказать в ее принятии. ФНС РФ посчитала, что эта же норма может позволить аннулировать факт принятия декларации (расчета) в случае установления факта ее подписания неустановленным или неуполномоченным лицом уже после того, как сам факт принятия деклараций (расчетов) был отражен по данным лицевого счета налогоплательщика.

Для этого ФНС РФ в письме от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 для начала сформулированы признаки, которые, по мнению ФНС РФ, свидетельствуют о возможном факте представления налогоплательщиком налоговых деклараций, расчетов, содержащих недостоверную информацию о своей фактической деятельности. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с указанными признаками, так как, на наш взгляд, абсолютное большинство из них свойственно и является естественным для абсолютно добросовестных налогоплательщиков (например, наличие множества (более 10) счетов в различных банках, факт непроживания руководителей по месту своей регистрации и пр.). Надо признать, что 21.09.2018 ФНС РФ исключила из рассматриваемого письма один из ранее включенных в него "признаков", а именно признак "допросы руководителя организации или индивидуального предпринимателя проводятся в присутствии представителей (адвокатов)". Тем не менее, перечень по-прежнему содержит значительное число "признаков", которые, на наш взгляд, вообще никак не могут свидетельствовать о каком-либо недобросовестном характере деятельности лица.

После установления факта наличия указанных признаков, ФНС РФ рекомендует провести допрос руководителя соответствующей организации (индивидуального предпринимателя). Основной целью такого допроса ФНС РФ называет установление соответствия заявленных в представленных этой организацией (ИП) налоговых декларациях сведениях фактическим обстоятельствам деятельности. Если из результатов допроса (а помимо допроса предлагается также провести осмотр помещений по адресу местонахождения лицо, истребование документов у него и его контрагентов и проведение экспертиз) можно сделать вывод, что если заявленные в декларации обороты не подтверждаются фактически собираемыми сведениями о характере деятельности этого лица, то налоговому органу предлагается сделать вывод о том, что это значит, что декларация подписана неуполномоченным лицом (логика, видимо, в том, что если бы декларацию подписывало уполномоченное лицо, то в ней бы содержались сведения, стыкующиеся с полученными в ходе допроса фактами, а если по результатам допроса такая "стыковка" не подтверждается, то значит, что декларацию подписало и представило не допрашиваемое лицо, а кто-то иной, т.е. неуполномоченное лицо).

В результате получается, что ФНС РФ предлагает налоговым органам использовать достаточно спорный механизм, который позволяет аннулировать факт представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) (вместе с рассматриваемым письмом налоговым органам направлена "Инструкция по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций") без проведения каких-либо мероприятий налогового контроля в том их виде, как это предусмотрено НК РФ, т.е. без составления акта по результатам налоговой проверки, на который налогоплательщик мог бы представить возражения и результаты которой могли бы обжаловаться.
Единственное, что несколько "успокаивает", это указание в письме на то, что весь предусмотренный им порядок может применяться исключительно в пределах сроков камеральных налоговых проверок представленных деклараций (расчетов). Т.е. в общем случае аннулировать факт представления деклараций налоговый орган (исходя из письма) может только в течение 3-х (по НДС - 2-х) месяцев с момента самого их представления, не позднее.
Однако еще раз выразим мнение, что сам по себе механизм вызывает у нас большие сомнения на предмет соответствия положениям НК РФ.
Именно поэтому мы бы хотели обратить Ваше внимание на соответствующий документ и еще раз настоятельно рекомендуем ознакомиться (и ознакомить Ваших сотрудников) с теми признаками, которые, по мнению ФНС РФ, изначально должны свидетельствовать о необходимости изучения вопроса о том, насколько представленные налогоплательщиком налоговые декларации (расчеты) соответствуют фактически осуществляемой этим лицом деятельности, и нельзя ли признать факт представления этих декларации несостоявшимся.

Исп. Леонов А.

 

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6