ЦБ РФ о признаках переводов денежных средств без согласия клиента

Настоящим информируем о приказе Банка России от 27.09.2018 № 2525, которым доведены "Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента".

Целью принятия данного документа является доведение до банковской системы РФ единых общих критериев выявления сомнительных операций, связанных с переводами денежных средств, по признаку их возможного осуществления без согласия клиента (владельца соответствующих средств).
При выявлении указанных критериев банки должны принять все меры по приостановлению и неисполнению поручения на перевод денежных средств, по крайней мере, до получения от клиента подтверждения своего согласия на соответствующую операцию. В данном случае речь не идет об одном из элементов проверки в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Речь идет о работе по предотвращению хищения средств со счетов клиентов банков.

Всего ЦБ РФ выделил 3 основных признака, каждый из которых может свидетельствовать о том, что тот или иной конкретный перевод денежных средств осуществляется без согласия клиента.

Первый из них касается характеристики лица-получателя соответствующих средств по рассматриваемому переводу. А именно - если такой получатель включен в базу данных о случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, формируемой Банком России в соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 27.06.11 №161-ФЗ "О национальной платежной системе".

Второй признак касается устройства, с использованием которого осуществлен перевод (телефон, компьютер, какая-то сеть, конкретный IP-адрес, т.п.). Признаком осуществления перевода в данном случае является его осуществление с использованием устройства, с использованием которого осуществлен доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления перевода денежных средств, совпадающего с информацией о параметрах таких устройств, ранее замеченных в осуществлении переводов средств без согласия клиента и содержащихся в соответствующей базе данных (правда не указано, кем именно ведется такая база данных).

Как видно, первые 2 признака являются абсолютно объективными в том смысле, что они позволяют однозначно определить соответствие получателя средств или устройства, используемого для их перевода, с соответствующими базами данных, содержащих сведения о лицах и устройствах, ранее уже осуществлявших переводы средств без согласия их истинных владельцев.

А вот третий признак является более обширным и позволяющим осуществить субъективную оценку со стороны контролирующего лица.
Он устанавливает несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель денежных средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).
То есть в данном случае, во-первых, признак является разным для каждого отдельного владельца средств, перевод которых контролируется банками. А, во-вторых, суждение о том, насколько тот или иной перевод является обычным или "необычным" для того конкретного счета, с которого он осуществляется, в любом случае будет носить некий оценочный характер.
И именно проверка этого признака, по нашему мнению, может привести к формированию определенных задержек со стороны банков в осуществлении переводов на время получения соответствующих подтверждений в случае, если банк посчитает, что конкретное перечисление осуществлено не в обычное для данного счета и его владельца время, в необычном размере или с необычным назначением платежа.
Еще раз обращаем Ваше внимание, что в данном случае банк будет осуществлять контроль не в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем (хотя фактически проводимая им проверка и её результаты смогут быть приняты и для целей этого контроля), а именно в целях недопущения хищений средств со счетов клиентов. И, соответственно, в какой-то мере в осуществлении такой проверки должны быть заинтересованы, в первую очередь, сами клиенты. Хотя, как указано выше, сам контроль гипотетически может привести к задержкам в осуществлении отдельных переводов по причине того, что обслуживающий банк посчитает, что для них выполняются какие-то из доведенных ЦБ РФ признаков их осуществления без согласия клиента.

Полный текст "Признаков осуществления перевода денежных средств без согласия клиента" (утв. приказом Банка России от 27.09.2018 №2525) был опубликован на сайте ЦБ РФ (http://www.cbr.ru) 28.09.2018.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6