Об изменениях Закона о развитии малого и среднего предпринимательства

Настоящим информируем о Федеральном законе от 03.08.2018 № 313-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 313-ФЗ), опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03.08.2018 и вступающем в силу со дня официального опубликования (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки).

Закон № 313-ФЗ уточняет понятие субъекта малого и среднего предпринимательства, приведенное в Законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии МСП в РФ), указывая на то, что сведения о таких субъектах должны содержаться в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также Законом № 313-ФЗ дополнен перечень организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства. Наряду с потребительскими и производственными кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями и хозяйственными обществами (акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью) с 01.12.2018 к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены и хозяйственные товарищества в случае их соответствия установленным требованиям.

Кроме того с 01.12.2018 вступят в силу изменения, вносимые описываемым законом в отношении требований к хозяйствующим субъектам для отнесения их к категории малого и среднего предпринимательства.

Законом о развитии МСП в РФ установлено, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале субъекта, относимого к малому и среднему предпринимательству, не должна превышать 49%. Законом № 313-ФЗ данное ограничение снимается с таких иностранных участников, размер дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, и значение среднесписочной численности работников которых не превышают предельные значения, установленные Законом о развитии МСП в РФ для субъектов МСП.

Рассматриваемым Законом внесены также уточнения в отношении порядка ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Большинство технических правок действует с момента подписания закона, т.е. с 03.08.2018.
Вместе с тем с 01.12.2018 вступают в силу изменения, которые возлагают новые обязанности на держателей реестров акционеров акционерных обществ и на аудиторские организации.

Согласно Закону о развитии МСП в РФ сведения о субъектах МСП вносятся в единый реестр на основании данных ФНС. Налоговые органы получают информацию как от самих субъектов МСП, раскрывающих в отчетности те сведения, которые вносятся в реестр, так и от иных лиц, на которые Законом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ возлагаются обязанности по представлению той или иной информации в соответствующий уполномоченный орган.

Так, согласно изменениям, вносимым Законом № 313-ФЗ, держатели реестров акционерных обществ должны представлять в налоговый орган перечень акционерных обществ, соответствующих установленным критериям в отношении предельного значения доли участия тех или иных экономических субъектов в уставном капитале субъекта МСП.

Аудиторские организации Закон № 313-ФЗ обязывает представлять в налоговый орган перечень обществ с ограниченной ответственностью, участниками которых являются иностранные юридические лица, на которых не распространяется ограничение в отношении доли участия в уставном капитале. В рассматриваемом законе указывается, что перечень таких обществ формируется аудитором путем сопоставления требований, установленных Законом о развитии МСП в РФ в отношении предельного значения дохода и среднесписочной численности работников со сведениями, содержащимися в отчетности иностранного участника, которую он представляет в налоговый орган страны, где это иностранное юридическое лицо учреждено. Как будет осуществляться обмен и сбор такой информации, остается под вопросом. Сложности связаны с тем, что аудитор получить такую отчетность может путем запроса ее не у иностранного участника непосредственно либо налогового органа соответствующей страны, а у аудируемого лица, которое по факту и не обязано обладать подобной информацией. Также отметим, что отчетность обществ с ограниченной ответственностью подлежит обязательному аудиту только в определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" случаях, а также если такое общество является застройщиком (на основании Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ). Так, если выручка, полученная обществом с ограниченной ответственностью, не являющимся застройщиком, не превысила 400 млн рублей или активы бухгалтерского баланса составили в сумме величину не более 60 млн, такое общество не обязано проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Выходит, что из-под наблюдения налоговой выпадают общества с ограниченной ответственностью, относимые к микропредприятиям, а также некоторые малые предприятия, о которых аудитор может сообщить лишь в случае проведения инициативного аудита.

Что касается сроков, то держатели реестров акционеров формируют и представляют соответствующие перечни ежегодно до 5 июля исходя из имеющихся у них данных о лицах, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров, а аудиторы с 1 по 5 июля. Указанные сведения предоставляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта налогового органа.

Таким образом, вносимые Законом № 313-ФЗ изменения способствуют увеличению числа субъектов, которые могут быть отнесены к категории малого и среднего предпринимательства, а также уточняют порядок ведения Единого реестра субъектов МСП. В то же время изменения, касающиеся новой обязанности аудиторов, на наш взгляд, во-первых, не позволяют охватить ряд субъектов, во-вторых, не предусматривают соответствующую техническую возможность получения аудиторами необходимой информации.

Исп. Рзаева Н.

 

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6