О введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и снижении ставок акцизов на некоторые товары (Федеральный закон от 19.07.2018 № 199-ФЗ)

Настоящим информируем о Федеральном законе от 19.07.2018 № 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 199-ФЗ), опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19.07.2018 и вступающем в силу со дня официального опубликования (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки).

Основным новшеством данного закона стало введение нового федерального налога - налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, в связи с чем НК РФ дополнен главой 25.4, которая вступит в силу с 01.01.2019. Введение данного налога связано с попытками изменить ныне действующую систему налогообложения по добыче нефти, согласно которой нефтяные организации платят НДПИ, экспортные пошлины, налог на прибыль и налог на имущество. Предполагается, что новый налог поспособствует развитию новых месторождений, поскольку уровень вводимого налога зависит от доходности определенного участка недр. На данном этапе связанные с введением налога на дополнительный доход изменения НК РФ (в частности глав 25 и 26 НК РФ) приведут к уменьшению размера НДПИ для отдельных налогоплательщиков, а также позволят снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Плательщиками нового налога являются лица, осуществляющие деятельность по освоению участка недр в целях добычи углеводородного сырья, к которой относится деятельность по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья, разведке, добыче, транспортировке, подготовке, хранению углеводородного сырья, доведению до качества, при котором такое сырье признается товаром, а также деятельность по сдаче в аренду имущества, используемого при осуществлении данных видов деятельности. При этом налогоплательщики должны обладать правом на пользование недрами на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ о недрах и предусматривающих право налогоплательщика на разведку и добычу нефти на участках недр.

Ставка налога установлена в размере 50% к налоговой базе. Объектом налогообложения новым налогом является дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр, определяемый как расчетная выручка от добычи сырья, уменьшенная на совокупную величину фактических и расчётных расходов по добыче на конкретном участке недр. Налоговая база рассчитывается по каждому участку недр обособленно. При этом статья 333.45 предполагает требования к таким участкам, подразделяя их на 4 группы в зависимости от месторасположения и степени выработанности.

Расчетная выручка от реализации углеводородного сырья определяется за каждый календарный месяц. Согласно формуле, устанавливаемой статьей 333.46 НК РФ для определения расчетной выручки от реализации углеводородного сырья, расчетное значение дохода зависит от биржевых котировок углеводородов и объема добычи. Иначе говоря, фактическая цена реализации значения не имеет. По нефти используется уровень цен нефти сорта "Юралс", выраженный в долларах США за баррель, а по газу - установленная государством цена, выраженная в рублях за тысячу кубических метров, по попутному газу - среднеарифметическая фактическая цена по сделкам с независимыми покупателями (в случае отсутствия фактов реализации - регулируемая величина).

Фактическими расходами по добыче углеводородного сырья признаются затраты, связанные с деятельностью по освоению участка недр, при условии, что они отвечают требованиям, установленным главой 25 НК РФ в отношении расходов, уменьшающих доходы при исчислении налога на прибыль организаций. Сюда относятся фактические расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку амортизируемого имущества, доведение его до состояния, пригодного для использования, и иные расходы, связанные с производством и реализацией (материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на обязательно и добровольное страхование, расходы на освоение природных ресурсов, включая разовые, регулярные и иные платежи за пользование недрами, предусмотренные законодательством о недрах Российской Федерации, и прочие).
Налогоплательщик должен вести раздельный учет фактических расходов по каждому участку недр, в отношении которого определяется налоговая база, иначе включить их в данный расчет не будет возможности.

Расчетными расходами признаются расчетная вывозная таможенная пошлина на нефть и газовый конденсат и расчетные расходы на транспортировку нефти, газового конденсата.

При этом исчисленная сумма налога не может быть менее суммы минимального налога, определяемого статьей 333.35 новой главы, т.е. законодательно установлен минимальный порог, подлежащий уплате. Также в новой главе предусматриваются правила переноса убытков прошлых периодов, в том числе и полученных до перехода на налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

От уплаты рассматриваемого налога можно отказаться в отношении участков, определенных статьей 333.44 новой главы НК РФ, своевременно и в надлежащей форме подав уведомление об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика. В таком случае решение о применении налога в отношении такого участка в дальнейшем принять уже будет невозможно.

Рассматриваемым Законом № 199-ФЗ, как упоминалось выше, вносятся также изменения в главу 25 НК РФ в статьи 261 и 271. Дополняется перечень расходов на освоение природных ресурсов, к расходам в целях налогообложения прибыли можно будет отнести невозвращенный займ, предоставленный российской организацией иностранному заемщику под финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта в случае, если проект оказался бесперспективным (в размере займа без начисленных процентов) и при условии, что договор займа был заключен после 01.01.2018. В части доходов - не будут учитываться в целях налогообложения доходы в виде неуплаченных процентов по займам, выданным российской организацией иностранному заемщику под финансирование зарубежного геолого-разведочного проекта в случае, если проект оказался бесперспективным.

Изменения коснулись и главы 26 НК РФ. Согласно пункту 8 статьи 2 Закона № 199-ФЗ налогоплательщики, исполняющие обязанность по уплате налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, смогут рассчитывать размер НДПИ исходя из ставки 1 рубль за 1 тонну нефти, умноженной на коэффициент, характеризующий уровень налогообложения нефти, добываемой на участке недр, в отношении которой исчисляется налог на дополнительный доход.

Кроме того, пунктом 1 статьи 2 Закона № 199-ФЗ снижены ставки акцизов на автомобильное топливо класса 5 (в период с 1 июля по 31 декабря 2018 года налоговая ставка составит 8 213 руб. за 1 тонну, вместо 11 892 руб.) и на дизельное топливо (в период с 1 июля по 31 декабря 2018 года - 5 665 руб. за тонну вместо 8 258 руб.). С 1 января 2019 года ставки по указанным товарам примут значения, установленные ранее.

Напомним еще раз, что Закон № 199-ФЗ вступает в силу со дня официального опубликования. При этом изменения, касающиеся деятельности по добыче углеводородного сырья на определенных участках недр, вступают в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, т.е. с 1 января 2019 года, а новые ставки акцизов применимы к операциям с соответствующими подакцизными товарами, совершенным с 1 июня 2018 года.

Исп. Рзаева Н.

 

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6