Анонс изменений НК РФ, вводимых пакетом федеральных законов от 29.07.2018

Настоящим сообщаем об изменениях налогового законодательства РФ, связанных с подписанием Президентом РФ нового пакета новых федеральных законов, среди которых 5 касаются изменений и дополнений НК РФ. В данном случае мы информируем о федеральных законах, подписанных Президентом РФ и официально опубликованных на портале правовой информации http://pravo.gov.ru 30.07.2018.

Сразу же хотели бы обратить внимание на то, что в данный пакет не вошли (и скорее всего они будут подписаны и появятся примерно на неделю позднее) изменения, предусматривающие повышение с 2019 года общей ставки НДС с 18% до 20%, закрепление ныне действующих "общих" тарифов страховых взносов (30% + 10% в ПФ РФ с выплат сверх предельного размера начисления страховых взносов) в качестве постоянно применяемых и очередной налоговый маневр, затрагивающий нефтяную отрасль (пересмотр ставок и порядка исчисления НДПИ в увязке со снижением и (или) отказом от взимания экспортных пошлин). Также спустя несколько дней должны появиться правки НК РФ, рассматриваемые Правительством РФ в качестве "компенсационных" для бизнеса мер в связи с предстоящим увеличением НДС (сокращение срока камеральных проверок по НДС, смягчение правил налогового контроля за трансфертным ценообразованиям по сделкам между взаимозависимыми лицами, отмена налогообложения движимого имущества и пр.).

В число подписанных и официально опубликованных 30.07.2018 законов, затрагивающих НК РФ, вошли:

1) Федеральный закон от 29.07.2018 № 234 "О внесении изменения в статью 333.35 части второй НК РФ".

Закон вводит освобождение от уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, т.е.:
- за государственную регистрацию юридического лица;
- за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства;
- за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП.
Условием для такого освобождения будет являться направление в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронных документов в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Изменения вступают в силу с 01.01.2019.

2) Федеральный закон от 29.07.2018 № 230 "О внесении изменений в часть первую НК РФ в части учета в налоговых органах структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, представительств иностранных религиозных организаций".

Как прямо следует из названия данного Закона, он касается вопросов учета в налоговых органах РФ расположенных здесь обособленных подразделений иностранных организаций, в том числе уточняется порядок постановки на налоговый учет и снятия с такого учета структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также представительств иностранных религиозных организаций. При этом Закон касается исключительно названных лиц и государственных органов, осуществляющих их учет.
Никаких иных вопросов и иных налогоплательщиков данные изменения не затрагивают.
Вступает Закон в силу через 1 месяц после официального опубликования, но при этом предусмотренный им порядок (в данном случае - порядок, касающийся постановки на налоговый учет и снятия с такого учета) будет применяться только с 01.03.2019.

3) Федеральный закон от 29.07.2018 № 232 "О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с совершенствованием налогового администрирования".

Закон вводит понятие "единого налогового платежа физических лиц" - платежа, засчитываемого в счет исполнения обязанности физического лица по уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц (новая статья 45.1 НК РФ). При этом, как указано в Законе, сам единый налоговый платеж перечисляется физическими лицами сугубо на добровольных началах, после чего налоговый орган из поступивших от физического лица в качества единого налогового платежа сумм самостоятельно осуществляет зачет в счет исполнения обязательств этого физического лица по уплате вышеназванных имущественных налогов. При наличии у физического лица недоимки по этим налогам по предыдущим периодам (включая задолженности по пени и процентам за предоставленную рассрочку по их уплате) налоговый орган сначала направит суммы поступившего единого налогового платежа на погашение таких недоимок, а уже затем осуществит зачет в счет исполнения налоговых обязательств текущего периода. При этом зачитываться будут сначала наименьшие суммы налоговых платежей. При отсутствии у налогоплательщика недоимок по прошлым периодам и до наступления сроков зачета перечисленных сумм единого налогового платежа в счет налоговых обязательств текущего периода налогоплательщик может вернуть из бюджета перечисленную туда сумму (неиспользованный остаток). Закон предусматривает порядок и сроки такого возврата с условием о начислении процентов исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ при нарушении установленных сроков на возврат.
Также Закон в новой редакции излагает правила об уточнении реквизитов платежа, позволяющие налогоплательщику избежать негативных налоговых последствий при перечислении в бюджет средств с указанием в платежных документах неверных реквизитов получателя (пункт 7 статьи 45 НК РФ). В чем суть изменений:
- исключено указание на то, что ошибка в указании реквизитов не должна касаться счета федерального казначейства (то есть и в отношении конкретного счета федерального казначейства налогоплательщик может допустить ошибку, главное, чтобы деньги все-таки были перечислены в бюджетную систему РФ);
- введено указание на право подать заявление об уточнении реквизитов платежа в течение 3-х лет с даты перечисления денежных средств;
- исключено упоминание о проведении налоговым органом сверки расчетов для принятия решения об уточнении реквизитов платежа налогоплательщика;
- установлена форма подачи такого заявления - на бумажном носителе или по телекоммуникационным каналам связи;
- введено прямое указание на то, что уточнение реквизитов платежа налоговый орган осуществляет не только по заявлению налогоплательщика, но и самостоятельно при выявлении фактов неверного заполнения налогоплательщиком соответствующих реквизитов. Это решение принимается также в течение 3-х лет с момента перечисления средств и при условии, что в результате у налогоплательщика не образуется налоговая недоимка.
Помимо этого Закон уточняет:
а) вопросы постановки на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания), принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, указанием на то, что такая постановка осуществляется на основании заявления этого физического лица в любом налоговым органом по его выбору (п.7 ст.83 НК РФ);
б) вопросы исполнения обязанности по уплате налогов через местные администрации, почтовые отделения и МФЦ, в том числе устанавливает ответственность за нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (новая статья 129.12 НК РФ).
Закон в целом вступает в силу через месяц после своего официального опубликования (т.е. с 30.08.2018) за исключением положений, касающихся норм о едином налоговом платеже физического лица, вступающих в силу с 01.01.2019.

4) Федеральный закон от 29.07.2018 № 231 "О внесении изменений в часть первую НК РФ".

Закон вводит право налоговых органов на истребование документов и информации о налогоплательщике у аудиторов (аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов). При этом могут истребоваться документы, информация, полученные аудиторами при:
1) осуществлении аудиторской деятельности (т.е. непосредственно оказании услуг по проведению аудита);
2) при оказании сопутствующих аудиту услуг, но не всех, а только следующих:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
- юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Оказание каких сопутствующих услуг по Закону об аудиторской деятельности не вошло в вышеназванный перечень (и, следовательно, получение аудитором документов и информации при оказании каких услуг не позволит их истребовать у него налоговым органам)? Это:
- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- оценочная деятельность;
- обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Еще раз повторим - вносящие изменения в НК РФ правки предусматривают право налоговых органов на истребование документов (информации) у аудиторов только в части документов (информации), полученной при осуществлении строго определенных и прямо указанных в законе видов деятельности (см. выше). Почему такое же право не предусматривается в отношении иных лиц, оказывающих аналогичные профессиональные услуги и обладающие необходимой налоговому органу информацией (юристы, консультанты), но не являющихся аудиторами, не ясно и никак не объяснено.
Основаниями для истребования документов (информации) у аудиторов являются (новая статья 93.2 НК РФ):
- непредставление таких документов и информации самим налогоплательщиком в рамках проводимой в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- необходимость получения сведений для их представления в рамках международного обмена налоговой информацией по запросу компетентного органа иностранного государства.
Аудиторам дается 10 рабочих дней на представление документов (информации). При этом они вправе проинформировать лицо, в отношении которого были истребованы документы (информация), о факте их представления в налоговый орган, если только в запросе компетентного иностранного органа нет запрета на такое сообщение (что позволяет сделать вывод, что сам такой запрос должен прямо предусматривать истребование документов и сведений именно у аудитора, а не у самого налогоплательщика).
Самым важным, на наш взгляд, является то, что Закон предусматривает, что истребование документов (информации) у аудиторов осуществляется должностным лицом налогового органа на основании соответствующего решения руководителя (заместителя руководителя) ФНС РФ. Таким образом, для осуществления действий по истребованию документов (информации) о налогоплательщике у аудиторов необходимо не только наличие указанных выше оснований (непредставление таких документов (сведений) самим налогоплательщиком или получение запроса в рамках международного обмена налоговой информацией), но и принятие соответствующего решения не рядовыми специалистами налоговых органов, а только непосредственно руководителем ФНС РФ или его заместителями, что, на наш взгляд, не позволит саму процедуру соответствующего истребования поставить "на поток". И это, возможно, в некоторой степени "сглаживает" сам факт того, что фактически в связи с принятием рассматриваемых поправок под ударом оказывается понятие "аудиторской тайны".
Закон вступает в силу с 01.01.2019.

5) Федеральный закон от 29.07.2018 № 233 "О внесении изменения в статью 333.35 части второй НК РФ".

Это еще один закон из рассматриваемого пакета, затрагивающий перечень освобождений от уплаты государственной пошлины.
В данном случае речь идет об освобождении для физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, от уплаты госпошлины за выдачу документа взамен утраченного или пришедшего в негодность вследствие такой чрезвычайной ситуации - новая редакция подпункта 16 п.1 ст.333.35 НК РФ, которая до сих пор освобождала от уплаты госпошлины в названных обстоятельствах только при получении паспорта, а не вообще любых документов, как следует теперь с учетом изменений, вступающих в силу с 01.01.2019.

Исп. Леонов А.

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6