О новых обязанностях аудиторов в сфере противодействия легализации доходов и финансирования терроризма

Настоящим информируем о принятии Федерального закона № 112-ФЗ от 23.04.2018 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон). Закон опубликован на интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 23.04.2018, дата вступления в силу - 4 мая 2018 года.

Рассматриваемый Закон возложил дополнительные обязанности на аудиторские организации и индивидуальных аудиторов (далее совместно именуемые - аудиторская организация) в сфере противодействия легализации доходов и финансирования терроризма, обязывая их информировать государство в лице Росфинмониторинга об определенных фактах, операциях клиента.

До появления рассматриваемого Закона Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязывал аудиторскую организацию, если она являлась лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, при наличии любых оснований полагать, что определенные сделки или финансовые операции (например, сделки с недвижимостью, управление банковскими счетами) осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, уведомить об этом Росфинмониторинг (п.1 ст. 7.1).
Анализируемый Закон оставил в силе вышеуказанное положение, но дополнительно ввёл п. 2.1 ст. 7.1, согласно которому аудиторские организации, при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом Росфинмониторинг.

Таким образом, теперь аудиторская организация обязана информировать Росфинмониторинг о любой подозрительной операции клиента (даже предстоящей к совершению) вне зависимости от того, осуществляет ли аудиторская организация предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических, бухгалтерских услуг или нет, и вне зависимости от того, к какой категории относится подозрительная операция, какова её стоимость и кто является контрагентом.
Что особенно примечательно, аудиторская организация не вправе сообщать своему клиенту о том, что она проинформировала Росфинмониторинг о какой-либо подозрительной, сомнительной сделке своего клиента (п.4 ст. 7.1).

Стоит отметить, что и ранее аудиторские организации не должны были хранить молчание при выявлении подозрительной операции. Так, согласно пп. 3.1 п.2 ст. 13 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторская организация обязана информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.
И только в случае, если учредитель (участник) аудируемого лица, его представитель, его руководитель не принимают в течение 3 (трех) месяцев надлежащих мер по рассмотрению указанной информации, поступившей от аудиторской организации, последняя обязана проинформировать о данных фактах Росфинмониторинг.
Фактически, вопросы нарушения законодательства о легализации (отмывании) доходов должны были квалифицироваться аудиторской организацией как "иные нарушения законодательства Российской Федерации", что обязывало её сообщить о данном факте учредителям (участником) аудируемого лица или их представителям либо его руководителю.

Очевидно, что в большинстве случаев аудируемое лицо, в случае получения от аудиторской организации информации о сомнительных фактах хозяйственной деятельности, имело стремление не придавать огласке подобные обстоятельства и должным образом реагировало на поступившие сообщения, и аудиторской организации не требовалось подавать сообщение в Росфинмониторинг.
Рассматриваемый Закон внес изменения и в данное положение законодательства. Теперь, с 4 мая 2018 года, аудиторская организация, напротив, не должна уведомлять учредителей (участников) аудируемого лица, его представителя, руководителя, если у неё возникнут любые основания полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Во всех иных случаях, описанных в пп.3.1 п.2 ст. 13 ФЗ "Об аудиторской деятельности" (коррупционные нарушения, иные нарушения законодательства РФ), аудиторская организация по-прежнему обязана уведомить, в первую очередь, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя.

С принятием рассматриваемого Закона положения закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов и закона об аудиторской деятельности, предусматривающие обязанность аудиторских организаций информировать Росфинмониторинг о подозрительных операциях, стали идентичными. В связи с этим Закон также унифицировал процесс доведения до сведения Росфинмониторинга информации, подлежащей передаче аудиторскими организациями, предусмотрев, что аудиторская организация обязана руководствоваться порядком, установленным Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Ключевыми документами в данном вопросе являются Постановление Правительства РФ от 16.02.2005 № 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг" и Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Из анализа данных документов следует, что взаимодействие с Росфинмониторингом происходит путем передачи формализованных электронных сообщений (ФЭС). Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.fedsfm.ru

Ответственность за нарушение Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрена ст. 13 данного закона, согласно которой лица, виновные в его нарушении, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Административная ответственность за нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлена ст. 15.27 КоАП РФ. Так, ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекших непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. При этом установлены меры ответственности в виде административного штрафа в отношении должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; в отношении юридических лиц и ИП - от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60-ти суток.

Кроме того, саморегулируемая организация аудиторов по результатам проведения проверки внешнего контроля качества работы вправе применить различные меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов, аудиторских организаций, допустивших нарушение требований Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в том числе принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов).

Исп. Коновалова Д.

 

 


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6