782/1825
Новое на сайте

К вопросу о применении льготы по движимому имуществу и позиция МФ РФ в письме от 09.04.2018

Ранее мы сообщали о появлении в правовых базах письма Минфина РФ от 26.03.2018 № 03-05-05-01/18888 (Минфин РФ о дате выпуска транспортного средства для целей налога на имущество), в котором ведомство высказало свою позицию по вопросу о том, как исчислять срок с момента выпуска транспортного средства, если в технической документации и ПТС конкретного объекта указан только год его изготовления. Со ссылкой на приведенные в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 правила определения даты выпуска транспортных средств, Минфин РФ указал, что при исчислении налога на имущество организаций в отношении транспортного средства, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, необходимо учитывать месяц и год изготовления, указанные в технической документации изготовителя, а при отсутствии технической документации - дату изготовления транспортного средства, указанную в Паспорте транспортного средства (ПТС). При этом при отсутствии в ПТС месяца изготовления транспортного средства датой выпуска техники считается 1 июля года изготовления транспортного средства.

В нашем комментарии к этому разъяснению мы указали, что приведенные выше "правила" налогообложения движимого имущества (в данном случае - транспортных средств) - это лишь мнение ведомства, однозначно согласиться с неоспоримостью которого нельзя. Оно основано на документе, не относящемуся к налоговому законодательству РФ (речь идет о Решении "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза"). Однако в любом случае такие разъяснения могут быть использованы налогоплательщиком, в том числе, в качестве оснований исключающих привлечение его к налоговой ответственности (ст.111 НК РФ).

Однако теперь Минфин РФ пошел еще дальше. В своём следующем попавшем в правовые базы письме по тому же вопросу ведомство повторило сделанные ранее выводы, но при этом распространило их вообще на все объекты движимого имущества, никак не ограничиваясь только транспортными средствами.

Речь идет о письме МФ РФ от 09.04.2018 № 03-05-05-01/23087 (полный текст письма приведен ниже).

В этом письме Минфин РФ по-прежнему ссылается на Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

Но при этом теперь он уже не ограничивается указанием на то, что соответствующие правила касаются только транспортных средств.

Кроме того, Минфин РФ опять-таки на основании вышеназванного Решения Совета Евразийской экономической комиссии указывает, как определять точное число даты выпуска конкретного объекта движимого имущества, если из технической документации известен только год и месяц (в предыдущем письме Минфин РФ упоминал только порядок определения даты выпуска в ситуации, когда в технической документации указан исключительно год выпуска, но не указан ни месяц, ни число).

В итоге Минфином РФ указано следующее:

"при применении пункта 2 статьи 381.1 Кодекса в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, необходимо учитывать день, месяц и год изготовления продукции, указанные в названных выше документах. При этом если в информации изготовителя указан только год изготовления, то датой изготовления техники считать 1 июля года изготовления; если указаны месяц и год изготовления, датой изготовления считать 15-е число месяца, указанного в информации изготовителя".

Еще раз хотим отметить, что, хотя, возможно, указанные разъяснения и направлены на решение проблемы правового вакуума, возникшего в связи с введением в действие новой льготы по налогу на имущество организаций и отсутствием каких-либо положений о порядке ее применения в НК РФ и региональных законодательных актах, но тем не менее назвать эти разъяснения абсолютно однозначно обоснованными, по нашему мнению, нельзя.

Причем, в отношении процитированного выше положения, на наш взгляд, письмо МФ РФ от 09.04.2018 № 03-05-05-01/23087 является намного более спорным, чем все выпущенные ранее Минфином РФ разъяснения по данному вопросу, включая упомянутое выше письмо от 26.03.2018 № 03-05-05-01/18888.

Например, мотивировка (основание) в обоих указанных выше письмах Минфина РФ одна и та же - правила, установленные в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

Если ознакомиться с этим решением, то можно убедиться, что в нём действительно есть указание на то, что "Если в информации изготовителя указан только год изготовления, то датой изготовления техники считать 1 июля года изготовления; если указан месяц и год изготовления, датой изготовления считать 15 число месяца, указанного в информации изготовителя".

Однако это указание дано для строго определенного круга товаров по кодам ТН ВЭД, а именно для следующих:

- автопогрузчики;

- погрузчики и тележки;

- машины и оборудование для лесного хозяйства;

- тракторы;

- моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя;

- автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей;

- моторные транспортные средства для перевозки грузов;

- моторные транспортные средства специального назначения;

- прицепы и полуприцепы; прочие несамоходные транспортные средства.

То есть, по сути, в Решении Совета ЕАЭС применительно к правилам определения даты выпуска (на самом деле в Решении речь идет о "дате изготовления") при отсутствии информации в технической документации о годе, месяце и числе изготовления, речь идет о транспортных (автотранспортных средствах) и только о них, а не вообще обо всех видах товаров во взаимной торговле ЕАЭС.

На каком основании можно распространить эти правила не только на цели исчисления таможенных платежей в рамках ЕАЭС, но и на применение льготы по налогу на имущество организаций в РФ? Для нас это не очень ясно. Но в данном случае хотя бы прослеживается какая-то логика - если в НК РФ нет соответствующего порядка, то на основании статьи 11 НК РФ налогоплательщик может применять нормативные акты смежных отраслей права. И в данном случае такой нормативный акт есть, и в нем установлены определенные правила, касающиеся определения даты изготовления (наиболее близкого к понятию "дата выпуска") для транспортных средств.

Но еще менее ясно, как можно распространить эти правила на все виды объектов движимого имущества, а не только на транспортные средства.

Соответственно, мы считаем, что выводы Минфина РФ в данной части просто нельзя назвать основанными на каких-то действующих нормативных актах. И это делает применение данного разъяснения более рискованным, чем всех "предыдущих".

С другой стороны, письмо Минфина РФ в любом случае должно освободить налогоплательщика от штрафов и пени, если в последующем его применение приведет к налоговым доначислениям. Поэтому однозначно рекомендовать не применять его мы не можем.

К тому же в этом письме (еще раз обращаем Ваше внимание на то, что полный текст документа приведен ниже) впервые содержится ответ на еще один глобальный вопрос применения "новой" льготы, а именно: в каком порядке следует исчислять налог в случае, если для конкретного объекта в течение текущего года наступает превышение 3-х летнего срока с даты его выпуска (изготовления)?

Ранее по этому поводу мы указывали, что этот вопрос, на наш взгляд, является еще более проблемным, чем вопрос определения даты выпуска объектов. Ведь при полном отсутствии каких-либо правил о порядке исчисления налога в данном случае налогоплательщик не может быть застрахован от рисков того, что примененный им вариант расчета будет признан верным.

В этой связи, безусловно, представляет интерес позиция, впервые официально высказанная в рассматриваемом письме Минфином РФ.

Фактически, как нам кажется, Минфин РФ предложил налогоплательщикам применять наиболее "простой" из всех возможных вариантов. По крайней мере, из приведенного в письме примера следует, что Минфин РФ считает, что если в течение какого-то месяца налогового периода у какого-то конкретного объекта движимого имущества происходит превышение 3-х летнего срока с даты выпуска, то остаточная стоимость соответствующего объекта должна включаться в расчет средней стоимости имущества для целей исчисления налога с 1-го числа следующего месяца.

В самом письме приведен следующий пример:

"...если законом субъекта РФ в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, установлена с 2018 года налоговая льгота по налогу на имущество организаций, то среднегодовая (средняя) стоимость основного средства, с даты выпуска которого (05.05.2015) прошло 3 года (05.05.2018), определяется по состоянию на 1-е число каждого месяца начиная с 1 июня по 31 декабря 2018 года".

Таким вариантом расчета налога, как нам кажется, Минфин РФ фактически "освободил" от налогообложения объект за период (согласно приведенному в письме примеру) с 06.05.2018 по 31.05.2018.

В качестве основания своего мнения Минфин РФ приводит ссылку на пункт 4 статьи 376 НК РФ. Но в этом пункте установлены общие правила определения средней стоимости имущества при исчислении налога и вообще никак не оговорены особенности включения в такой расчет объекта, "появившегося" (по любым основаниям) в середине периода.

Но с другой стороны, такой подход будет являться абсолютно тем же, как если бы речь шла о приобретении 05.05.2018 объекта движимого имущества, для которого право на льготу на дату приобретения отсутствует, - такой объект точно так же начал бы участвовать в расчете налоговой базы по налогу на имущество в связи с включением его остаточной стоимости в такой расчет на первое число следующего месяца.

Единственное, из примера в письме это не очень явно следует, но все-таки, нам кажется, что Минфин РФ имел в виду, что если бы речь шла не о мае, а о декабре 2018 года, то в расчет налоговой базы стоимость такого объекта должна была бы войти на 31.12.2018 (т.е. на последнее число текущего налогового периода, а не на 1-е число следующего месяца).

Правда, приведенное Минфином мнение, формирует еще один вопрос.

Выше мы указали на разъяснения, данные в том же самом письме, об определении даты выпуска объекта. Как было указано, Минфин РФ высказался о необходимости определения не только года и месяца, но и конкретной даты такого выпуска и даже предложил, как именно это делать, если из технической документации конкретную дату определить невозможно.

Но в свете предложенного выше варианта расчета налога, начиная со следующего месяца после месяца, в котором происходит превышение 3-х летнего периода с даты выпуска объекта движимого имущества, не ясно, а зачем собственно знать конкретную дату выпуска, если в итоге эта дата ни на что не влияет (последствия по налогу будут одинаковыми, произойдет это, условно, 5-го или 25-го числа)?

Тем не менее, еще раз подчеркнем, что никакого иного варианта расчета налога при утрате права на льготу объектом движимого имущества не с начала месяца, нормативно не установлено.

И предлагаемый Минфином вариант хотя бы сможет обосновать действия налогоплательщика и, если что, освободить его от штрафов и пени.

Приложение: письмо МФ РФ от 09.04.2018 № 03-05-05-01/23087.

Исп. Леонов А. 

Приложение

Вопрос: О налоге на имущество организаций в отношении движимого имущества, если в налоговом периоде истекают три года с даты его выпуска.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 апреля 2018 г. N 03-05-05-01/23087

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 02.04.2018 по вопросу исчисления в соответствии с пунктом 2 статьи 381.1 Налогового кодекса Российской Федерации налога на имущество организаций за налоговый (отчетный) период, в котором истекают три года с даты выпуска объекта основных средств, и сообщает.

Пунктом 2 статьи 381.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в частности, что законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

Под термином "выпуск промышленной продукции" в нормативных правовых актах Российской Федерации понимается "изготовление продукции производителем" (приказ ВНИИстандарта от 09.07.1993 N 18, приказ Минпромторга России от 28.02.2014 N 316, Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 137 и от 16.07.2012 N 54 и др.).

Так, согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" дата изготовления отдельных видов техники определяется на основании технической документации изготовителя техники (технический паспорт, инструкция по эксплуатации) и таблички изготовителя. При этом указано, что если в технической документации изготовителя и табличке изготовителя содержится противоречивая информация о дате изготовления либо отсутствует информация изготовителя техники о дате изготовления, то считать эту технику техникой, с момента выпуска которой прошло более 3 лет. Если в информации изготовителя указан только год изготовления, то датой изготовления техники считать 1 июля года изготовления; если указаны месяц и год изготовления, датой изготовления считать 15-е число месяца, указанного в информации изготовителя.

С учетом изложенного полагаем, что дата выпуска (изготовления) продукции (товара) изготовителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар, российских каталогов, а также могут быть использованы данные каталогов иностранных издательств и других документов, а также по результатам независимой экспертизы.

Таким образом, при применении пункта 2 статьи 381.1 Кодекса в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, необходимо учитывать день, месяц и год изготовления продукции, указанные в названных выше документах. При этом если в информации изготовителя указан только год изготовления, то датой изготовления техники считать 1 июля года изготовления; если указаны месяц и год изготовления, датой изготовления считать 15-е число месяца, указанного в информации изготовителя.

В соответствии с пунктом 4 статьи 376 Кодекса среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и последнее число налогового периода (1-е число месяца, следующего за отчетным периодом), на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

В этой связи если законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, установлена с 2018 года налоговая льгота по налогу на имущество организаций, то среднегодовая (средняя) стоимость основного средства, с даты выпуска которого (05.05.2015) прошло 3 года (05.05.2018), определяется по состоянию на 1-е число каждого месяца начиная с 1 июня по 31 декабря 2018 года.

Заместитель директора Департамента

В.В.САШИЧЕВ

09.04.2018


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено