Правки Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и КоАП РФ (Закон № 64-ФЗ)

Настоящим информируем о Федеральном законе от 03.04.2018 № 64-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03.04.2018 и вступающим в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть 14.04.2018.

Законом № 64-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в части репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ.

Устанавливается, что требование о репатриации денежных средств действует не только при осуществлении резидентами внешнеторговой деятельности, но и при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам.

Согласно части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ в новой редакции резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами и (или) договорами займа, обеспечить:

- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями договоров за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности;

- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности;

получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

В силу части 1.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ в новой редакции резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию не только об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета денежных средств или максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей в рамках внешнеторговой деятельности, но и информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 810 Гражданского кодекса РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

Вместе с тем, исходя из положений статьи 19 Закона № 173-ФЗ в новой редакции, можно предположить, что обслуживающие банки будут настаивать на включении в договор займа, предполагающий предоставление денежных средств нерезиденту, информации о конкретных сроках возврата нерезидентами заемных денежных средств.

Кроме того, внесенными правками расширен перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ. С 14.04.2018 к таким случаям дополнительно отнесены следующие:

- при предоставлении резидентом нерезиденту денежных средств по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в статье 337 Налогового кодекса РФ, в случае, если указанный договор займа содержит условия о том, что возврат предоставленных денежных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых и (или) размера выручки от их реализации и при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств;

- при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке;

- при предоставлении резидентом нерезиденту денежных средств по договору займа, связанному с финансированием инвестиционной и (или) инновационной деятельности, в случае, если при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств в сумме вклада резидента в уставный капитал, ценные бумаги или приобретение долговых обязательств того же нерезидента, либо в случае, если происходит невозврат денежных средств по причине несостоятельности (банкротства) нерезидента, при этом резидент должен отвечать одному из следующих условий:

а) являться юридическим лицом, включенным в соответствии с подпунктом "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

б) являться хозяйственным обществом, не менее 50 % акций (долей в уставном капитале) которого находится в собственности указанных в подпункте "а" юридических лиц, или хозяйственным обществом, в котором указанные в подпункте "а" юридические лица имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться не менее чем 50 % голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;

в) являться управляющим товарищем инвестиционного товарищества, в котором доля указанных в подпункте "а" юридических лиц в праве собственности на общее имущество товарищей составляет не менее 50 %;

г) являться управляющей компанией инвестиционного фонда, не менее 50 % акций (инвестиционных паев) которого принадлежит указанным в подпункте "а" юридическим лицам.

В связи с правками в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" соответствующие правки вносятся в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение валютного законодательства. В новой редакции изложена часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ, в соответствии с которой невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, влечет наложение штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 3/4 до 1-го размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

В силу статьи 3 Закона № 64-ФЗ положения Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ в редакции рассматриваемого Закона не применяются к заключенным до дня вступления в силу Закона № 64-ФЗ договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после дня вступления в силу Закона № 64-ФЗ были изменены. В связи с этим необходимо отметить, что в силу положений главы 42 Гражданского кодекса РФ единственным существенным условием договора займа является предмет договора, то есть размер денежной суммы, предоставленной в заем. Кроме того, существенными являются все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Таким образом, если после вступления в силу Закона № 64-ФЗ, то есть 14 апреля 2018 года и позднее, стороны изменят размер денежных средств, предоставляемых в заем, а также иные условия договора займа, признаваемые сторонами существенными, на такой договор независимо от даты его заключения будет распространяться требование о репатриации денежных средств. Вместе с тем, полагаем, что сторонами могут быть изменены такие важные условия договора займа как процентная ставка и срок возврата займа, если они не были признаны сторонами существенными, без риска распространения на такой договор требования о репатриации денежных средств.

В заключение еще раз отметим, что описанные выше правки вступают в силу 14 апреля 2018 года.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6