Об исправлении первичных документов для подтверждения расходов по налогу на прибыль

Настоящим информируем о том, что на сайте https://www.nalog.ru 26.03.2018 было опубликовано письмо ФНС России от 23.03.2018 № СД-4-3/5412@ "О подтверждении расходов по налогу на прибыль организаций исправленным первичным документом".

Согласно представленному ФНС разъяснению при необходимости внесения изменений в первичные документы организации вправе применять способы, предусмотренные Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2011 № 1137 (далее - Правила). Так, исправления в счет-фактуру вносятся путем составления нового экземпляра, в котором указывается номер и дата счета-фактуры, составленного до внесения в него исправлений, а также порядковый номер и дата исправления, что прописано в пункте 7 Правил. В итоге, первоначальный документ и документ с внесенными исправлениями предоставляют информацию о неправильном и верном тексте, дате исправления и подтверждении лиц, подписавших документ.

Отметим, что при рассмотрении порядка исправления первичных документов, подтверждающих расходы по налогу на прибыль организаций, необходимо обратиться к главе 25 НК РФ, согласно которой оформление первичных документов должно соответствовать требованиям законодательства РФ. При этом требования к оформлению исправлений в первичных учетных документах устанавливаются Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), где замена ранее принятого к учету документа новым в случае обнаружения ошибок не предусмотрена. Согласно пункту 7 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Напомним, что организации вправе самостоятельно разрабатывать способы внесения исправлений в первичные учетные документы согласно ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", руководствуясь при их разработке действующими нормативно-правовыми актами, в частности и Правилами заполнения счета-фактуры, как рекомендует ФНС в рассматриваемом письме.

Тем не менее, по-нашему мнению, ошибки в первичных документах все-таки следует исправлять не заменой документов, как рекомендует ФНС, а заверенной надписью, как указано в Законе о бухгалтерском учете. Подобного мнения придерживается и Минфин России (Письмо Минфина России от 23.10.2017 г. № 03-03-10/69280), и до недавнего времени придерживалась сама ФНС (Письмо ФНС России от 12.01.2018 № СД-4-3/264). При этом в письме ФНС от 12.01.2018 отмечается, что составление корректировочного документа предусмотрено НК РФ исключительно для документа, служащего основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету для случаев, установленных главой 21 НК РФ. Однако в следующем своем письме от 05.03.2018 № СД-4-3/4226@ налоговая служба уже не выражает мнение о невозможности замены первичного документа исправленным и рекомендует при необходимости внесения изменений в первичные документы руководствоваться Правилами заполнения счета-фактуры, как и в рассматриваемом письме от 23.03.2018.

Исп. Рзаева Н.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6