141/1174
Новое на сайте

Изменения в Закон № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

Настоящим сообщаем о Федеральном законе от 31.12.2017 № 505-ФЗ "О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 505-ФЗ), который внес множественные правки в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ).

За исключением отдельных положений Закон № 505-ФЗ вступает в силу с 01.07.2018.

Сначала рассмотрим изменения, внесенные Законом № 505-ФЗ в статьи 1 и 2 Закона № 223-ФЗ, которое уже вступили в силу со дня официального опубликования Закона № 505-ФЗ, то есть с 31.12.2017.

Закон № 505-ФЗ уточнил, что Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными не только для субъектов оптового рынка, а для всех участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности (изменения в пункте 8 части 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ).

Также Закон № 505-ФЗ дополнил часть 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ тремя новыми случаями, когда указанный закон не применяется, в частности введено, что Закон № 223-ФЗ не регулирует отношения связанные с:

- исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами РФ;

- осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые в соответствии с НК РФ признаются взаимозависимыми с ним лицами и перечень которых определен Положением о закупке заказчика (в Положении о закупке необходимо указать обоснование включения в данный перечень каждого юридического лица в соответствии с положениями НК РФ);

- закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства.

Закон № 505-ФЗ дополнил статью 2 Закона № 223-ФЗ целым рядом новых положений (части 2.1 - 2.7), касающихся Типового положения о закупке.

В частности, установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, федеральный орган исполнительной власти либо организация, осуществляющие от имени РФ полномочия собственника имущества унитарного предприятия, вправе утвердить Типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, ГУПы, для которых применение такого Типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений.

Определены сведения, которые должно содержать в себе Типовое положение о закупке и которые соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения ГУПы и МУПы не могут изменять при разработке своих Положений о закупке:

- порядок подготовки и (или) осуществления закупки;

- способы закупок и условия их применения;

- срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Кроме того, Типовое положение о закупке должно предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в закупках, определяемые Правительством РФ.

Типовое положение о закупке, а также все дальнейшие изменения, внесенные в такое положение, подлежат размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС) в течение 15 дней с даты утверждения. При размещении изменений, внесенных в Типовое положение о закупке, должен быть указан срок, в течение которого соответствующие юридические лица обязаны внести аналогичные изменения и свои Положения о закупке, при этом данный срок не может быть менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений, внесенных в Типовое положение о закупке.

Напомним перечень юридических лиц, на которых в общем случае распространяются принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к данным процедурам, установленные Законом № 223-ФЗ, которые условно можно поделить на 3 группы:

Первая группа:

- государственные корпорации;

- государственные компании;

- публично-правовые компании;

- субъекты естественных монополий;

- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов;

- автономные учреждения;

- хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%.

Вторая группа:

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит лицам, указанным выше (юридические лица из первой группы);

Третья группа:

- дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит дочерним организациям, указанным выше (юридические лица из второй группы).

Еще одним новшеством, введенным Законом № 505-ФЗ, явилось введение права органов управления последних двух групп юридических лиц (дочерних хозяйственных обществ) принять решение о присоединении к Положению о закупке, утвержденному материнской компанией (юридические лица из первой группы). Соответственно такое решение подлежит обязательному размещению в ЕИС не позднее, чем в течение 15 дней со дня его утверждения. При этом в случае внесения изменений в Положение о закупке материнской компании (юридические лица из первой группы) присоединившееся юридическое лицо должно принять соответствующее решение о присоединении к таким изменениям, которое также подлежит обязательному размещению в ЕИС.

Еще раз напомним, что указанные выше изменения, внесенные в статьи 1 и 2 Закона № 223-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования Закона № 505-ФЗ, то есть с 31.12.2017.

Кроме того, с 31.12.2017 расширился перечень закупок, сведения о которых не подлежат размещению в ЕИС, в частности это:

- закупка услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;

- закупка услуг по получению кредитов и займов;

- закупка услуг по доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом;

- закупка услуг по выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

- закупка услуг по открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;

- закупка брокерских услуг;

- закупка услуг депозитариев;

- закупка, связанная с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом;

- закупка, связанная с заключением и исполнением договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Также с 31.12.2017 начала действовать норма о ведомственном контроле закупочной деятельности. Данный вид контроля будут осуществлять:

- федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных учреждений;

- органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений субъектов РФ;

- муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений

Следующий блок изменений, внесенных в Закон № 223-ФЗ, касается введения в указанный Закон такого понятия, как конкурентные и неконкурентные закупки.

Определено, что конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

- путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц с приложением документации о конкурентной закупке;

- посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в отдельных случаях, предусмотренных Законом № 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем 2-м лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

- путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);

- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);

- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);

- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

- иные способы, установленные положением о закупке, соответствующие понятию "конкурентные закупки".

Закупка, которая не подпадает под понятие конкурентной закупки, является неконкурентной закупкой.

При этом все виды конкурентных и неконкурентных закупок, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также порядок их осуществления должны быть установлены Положением о закупке заказчика. И если Положением о закупке заказчика не будет предусмотрено иное, все конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме. Таким образом, заказчикам необходимо в своем Положении о закупке прописать, какие именно конкурентные процедуры могут осуществляться не в электронной форме.

Отдельной частью 6.1 Закон № 505-ФЗ ввел в статью 3 Закона № 223-ФЗ новое положение о том, какими правилами должен руководствоваться заказчик при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки, в частности установлено следующее:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

- в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров юридических лиц, на которых распространяется действие Закона № 223-ФЗ (юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ), в целях исполнения этими лицами обязательств по заключенным контрактам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Еще одним важным новшеством, внесенным Законом № 505-ФЗ, является то, что с 1 июля 2018 года абсолютно все конкурентные закупки, осуществляемые в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, участниками которых могут быть только субъекты МСП, должны будут осуществляться в электронном виде.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление № 1352) для отдельных категорий заказчиков по Закону № 223-ФЗ установлено значение годового объема закупок, который данные заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, в том числе путем проведения закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП. По окончании года не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, заказчик обязан разместить в ЕИС отчет о годовом объеме закупок у субъектов МСП.

В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в течение календарного года в объеме, установленном Постановлением № 1352, либо в случае размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, либо в случае неразмещения в ЕИС годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП в установленный срок с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом и до завершения этого года Положение о закупке заказчика признается неразмещенным в ЕИС в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ, и в течение указанного периода заказчик при осуществлении закупок товаров, работ, услуг руководствуется положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).

Закон № 505-ФЗ вводит новые положения о том, в какой именно части в указанном случае подлежит применению заказчиком Закон № 44-ФЗ, а именно в указанных выше обстоятельствах заказчики должны руководствоваться Законом № 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в части:

- обоснования начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

- выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);

- осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1-3, 5-8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ;

- применения требований к участникам закупок;

- оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;

- создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;

- определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2-5 главы 3 Закона № 44-ФЗ (проведение конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений, закрытые способы закупок);

- осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Закон № 505-ФЗ вводит в Закон № 223-ФЗ новые следующие статьи:

- статья 3.2. Порядок осуществления конкурентной закупки;

- статья 3.3. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки;

- статья 3.4. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

- статья 3.5. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом;

- статья 3.6. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В настоящее время все возможные способы осуществления закупок товаров, работ, услуг могут быть предусмотрены Положением о закупке заказчика. Непосредственно в Законе № 223-ФЗ определены лишь отдельные особенности осуществления закупки в форме конкурса или аукциона.

С 1 июля 2018 года Законом № 505-ФЗ вводится порядок осуществления конкурентных закупок, в частности проводимых в форме:

- конкурса;

- аукциона;

- запроса котировок;

- запроса предложений.

В частности, например, установлены предельные сроки размещения в ЕИС извещения о проведении соответствующей закупки, так:

- извещение о проведении конкурса и документация о закупке должны быть размещены в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе;

- извещение о проведении аукциона и документация о закупке должны быть размещены в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе;

- извещение о проведении запроса котировок размещается в ЕИС не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок;

- извещение о проведении запроса предложений и документация о закупке должны быть размещены в ЕИС не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Также, к примеру, пункт 27 новой статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ предусматривает, что заказчик не вправе установить в документации о закупке требование обеспечения заявок на участие в такой закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 млн руб., в случае же, если начальная (максимальная) цена превышает 5 млн руб., заказчик вправе установить требования обеспечения заявки на участие в закупке в размере не более 5% от начальной (максимальной) цены договора.

Еще одним новшеством, вводимым Законом № 505-ФЗ является то, что с 1 июля 2018 года начальная (максимальная) цена договора может быть указана:

- в виде фиксированной величины;

- в виде формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимального значения цены договора;

- в виде цены единицы товара, работы, услуги и максимального значения цены договора.

В завершение отметим, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 рассматриваемого Закона № 505-ФЗ Положения о закупке заказчиков должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции изменений, внесенных Законом № 505-ФЗ), утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не будут соответствовать требованиям Закона № 223-ФЗ, после 1 января 2019 года будут считаться неразмещенными в ЕИС.

Исп. Борисова Ю.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено