Верховный Суд РФ об обязательности составления промежуточной бухгалтерской отчетности

Настоящим информируем о появлении в правовых базах текста Решения Верховного Суда РФ от 29.01.2018 № АКПИ17-1010, которым были рассмотрены вопросы обязательности составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

Напомним, что с вступлением в силу в 2013 году действующего ныне Федерального закона о бухгалтерском учете (далее также - Закон о бухучете № 402-ФЗ) подготовка и представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности перестали быть обязательным для экономических субъектов. Сам Закон о бухучете на этот счет устанавливает, что промежуточная отчетность формируется, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.

Еще до принятия Закона о бухучете № 402-ФЗ порядок составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности был определен:

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 № 34н (пункт 29);

- Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. приказом МФ РФ от 06.07.1999 № 43н (раздел XI).

Однако с вступлением в силу Закона о бухучете № 402-ФЗ эти нормативные акты действовали в части, ему не противоречащей, и в отношении правил составления и представления промежуточной бухгалтерской отчетности более не могли рассматриваться как подлежащие применению.

В связи с этим с 2013 года составление и представление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности могло рассматриваться для экономического субъекта обязательным только в случае, если это было прямо установлено условиями каких-то договоров, им заключенных (например, кредитных договоров), учредительными документами или решениями собственника.

Однако 19.07.2017 вступили в силу изменения Закона о бухучете (Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ), которые придали ПБУ 4/99 статус федерального стандарта, что автоматически поставило вопрос о том, что нормы данного ПБУ, в том числе в отношении правил подготовки и представления промежуточной бухгалтерской отчетности, должны быть признаны соответствующими Закону о бухучете. А значит, вопрос об обязательности подготовки такой промежуточной отчетности (причем, не только ежеквартальной, но и ежемесячной) вновь стал актуальным.

Каких-либо официальных комментариев со стороны МФ РФ на этот счет до настоящего времени не появилось. Более того, ни в одном из писем МФ РФ, посвященных указанным выше правкам Закона о бухучете и приданию принятым до его вступления в силу ПБУ статуса федеральных стандартов, не говорилось о таком последствии этих правок, как "возвращение" обязательности подготовки промежуточной бухгалтерской отчетности. Но именно такой вывод можно было сделать при рассмотрении норм ПБУ 4/99, которое с 19.07.2017 является не просто нормативным актом МФ РФ по вопросам бухгалтерского учета, а предусмотренным Законом о бухучете федеральным стандартом (т.е. относится к категории нормативных документов, признаваемых законодательством РФ о бухгалтерском учете).

В связи с этим, на наш взгляд, большой интерес представляет собой рассматриваемое в настоящем сообщении Решение Верховного Суда РФ от 29.01.2018 № АКПИ17-1010, посвященное вопросу необходимости в нынешних условиях подготовки и представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сразу же отметим, что Решением Верховного Суда РФ от 29.01.2018 № АКПИ17-1010 были признаны не действующими со дня вступления в силу решения суда:

- пункт 48 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. приказом МФ РФ от 06.07.1999 № 43н (т.е. не весь посвященный промежуточной отчетности раздел XI данного ПБУ, а только пункт 48, в котором установлена обязанность всех организаций её составлять на ежемесячной и ежеквартальной основе).

- пункт 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 № 34н (данный пункт имеет абсолютно идентичное содержание с указанным выше пунктом 48 ПБУ 4/99, и разница, на наш взгляд, лишь в том, что ПБУ 4/99 на сегодня признается федеральным стандартом бухгалтерского учета и относится к законодательству РФ о бухучете, а Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом МФ РФ от 29.07.1998 № 34н - нет).

При этом Верховный суд РФ, рассматривая соответствие указанных выше нормативных актов действующему Закону о бухучете, учитывал его действующую редакцию, то есть принимал во внимание тот факт, что на момент принятия Судом решения ПБУ 4/99 обладает статусом федерального стандарта бухгалтерского учета.

Что же явилось основанием для вывода Суда о том, что нормы об обязанности составления всеми организациями промежуточной бухгалтерской отчетности из ПБУ 4/99 и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н противоречат Закону о бухучете и должны быть признаны недействующими?

Для начала ВС РФ рассмотрел, имел ли право Минфин РФ своими нормативными актами в принципе определять правила, касающиеся составления промежуточной бухгалтерской отчетности, и подтвердил, что такое право у Минфина РФ имеется.

Однако, изучив посвященный подготовке промежуточной отчетности пункт 4 статьи 13 Закона о бухучете, Суд посчитал, что из него следует, что нормативные правовые акты по бухучету на его основе могут определить обязанность подготовки промежуточной отчетности только для каких-то отдельных экономических субъектов, но не вообще для всех организаций, как это вытекает из признанных недействующими норм ПБУ 4/99 и Положения № 34н. В противном случае, как указал Суд, не было бы смысла в самой норме пункта 4 статьи 13 Закона о бухучете, и если бы Закон подразумевал, что промежуточную отчетность должны готовить все, то он так бы сам и установил.

Таким образом, именно тот факт, что пункт 48 ПБУ 4/99 и пункт 29 Положения № 34н устанавливают обязанность подготовки промежуточной бухгалтерской отчетности не для каких-то отдельных экономических субъектов, а вообще для всех организаций, и послужил основанием для того, чтобы Верховный Суд признал их недействующими.

С одной стороны, на наш взгляд, мотивировочная часть для таких выводов весьма спорная. Во-первых, мы не считаем, что из пункта 4 статьи 13 Закона о бухучете следует, что установленная нормативными правовыми актами обязанность составления промежуточной отчетности может быть определена только для каких-то отдельных экономических субъектов - нам кажется, что из Закона это напрямую не следует. Во-вторых, нам кажется, что если ВС РФ подтвердил право Минфина РФ определять порядок составления промежуточной отчетности, он тем самым должен был бы подтвердить и его право установить, что такую отчетность должны готовить не какие-то отдельные экономические субъекты, но и вообще все организации (тем более, что обо всех экономических субъектах, на которые распространяется Закон о бухучете, в любом случае речи не идет, например, требования о подготовке бухгалтерской отчетности не распространяются на индивидуальных предпринимателей).

Однако, с другой стороны, мы считаем позитивным моментом, если рассматриваемое Решение ВС РФ внесет определенность в вопрос обязательной необходимости подготовки промежуточной бухгалтерской отчетности, а точнее закрепит отсутствие такой обязательности (кроме случаев, вытекающих из договорных обязательств организации, её учредительных документов или решений собственников). Мы также уверены, что придавая действующим ПБУ, включая ПБУ 4/99, статус федеральных стандартов, Минфин РФ не подразумевал необходимость "возвращения" обязательности подготовки промежуточной бухгалтерской отчетности всеми организациями. Но однозначно подтвердить это смогут лишь последующие действия ведомства. А именно:

- время покажет, будет ли Минфин в апелляционном порядке обжаловать рассматриваемое в настоящем сообщении Решение ВС РФ (срок для такого обжалования истек 28.02.2018, но на момент подготовки настоящего сообщения на сайте ВС РФ не было сведений о том, была ли подана соответствующая апелляционная жалоба);

- также время покажет, исполнит ли Минфин РФ решение Суда и отменит ли признанные им недействующими пункты ПБУ 4/99 и Положения № 34н?

По неофициальной информации на момент подготовки настоящего сообщения Минфин РФ подготовил проект правок к Положению № 34н, которыми отменяется признанные Решением ВС РФ недействующим пункт 29. Однако об аналогичных правках ПБУ 4/99 нам к настоящему времени ничего не известно.

В любом случае мы будем информировать о продвижении данного дела.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6