Пакет законов о втором этапе амнистии капиталов

Настоящим информируем о пакете законов, предусматривающих продление амнистии капитала, подписанных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 19 февраля 2018 года, в этот же день опубликованных на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и вступивших в силу со дня официального опубликования. Ниже нами будут рассмотрены указанные законы.

1) Федеральный закон от 19.02.2018 № 33-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Законом № 33-ФЗ устанавливается второй этап декларирования (амнистии капитала), который продлится с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года, в течение которого может быть представлена специальная декларация.

В указанный период физическое лицо вправе представить декларацию, содержащую сведения об имуществе, собственником или фактическим владельцем которого является декларант; о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых на дату представления декларации он является контролирующим лицом; с учетом внесенных правок, о счетах (вкладах) декларанта в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (в том числе закрытых на дату представления декларации), об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле"; а также о счетах (вкладах) в банках, если в отношении владельца счета (вклада) декларант признается бенефициарным владельцем в соответствии с Законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

При представлении декларации в ходе второго этапа декларирования гарантии, установленные ранее в части освобождения от уголовной, административной, налоговой ответственности, предоставляются в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, при условии, если эти деяния связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в декларации.

Статья 3 "Порядок и условия представления декларации" Закона "О добровольном декларировании..." дополнена нормой, согласно которой Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения Федеральной налоговой службе России по вопросам применения указанного закона в части порядка заполнения декларации, которые подлежат опубликованию на официальном сайте министерства в сети Интернет. В связи с этим, как мы понимаем, при возникновении у потенциальных декларантов вопросов по порядку заполнения декларации они должны обращаться за разъяснениями в ФНС России, которая в случае необходимости будет получать разъяснения в Министерстве финансов РФ.

Согласно внесенным правкам декларация может быть представлена каждым декларантом однократно в ходе каждого этапа декларирования. Представление уточненной декларации не допускается. Представление декларации декларантом в ходе первого этапа декларирования не препятствует представлению декларации в ходе второго этапа декларирования. При этом в случае представления декларации декларантом в ходе первого этапа декларирования представление декларации этим декларантом в ходе второго этапа декларирования вне зависимости от ее содержания не является представлением уточненной декларации. Повторное представление декларации в ходе каждого этапа декларирования не допускается. Исключение установлено лишь в случае получения письменного отказа в приеме ранее представленной декларации, когда повторное представление декларации допускается в пределах срока, установленного для второго этапа декларирования.

Внесенными правками декларанту предоставлено больше свободы в выборе налогового органа, в который может быть представлена специальная декларация. Если раньше специальная декларация могла быть представлена по выбору декларанта в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) декларанта либо в ФНС России, то на втором этапе декларирования декларация может быть представлена в любой налоговый орган либо в ФНС России по выбору декларанта.

Правками, внесенными в статью 4 Закона "О добровольном декларировании...", установлена обязанность ФНС России, в срок не позднее 14 календарных дней со дня получения письменного заявления о выдаче копии декларации, выдать декларанту или его уполномоченному представителю, действующему на основании нотариально заверенной доверенности, копию представленной специальной декларации. Ранее сроки исполнения ФНС России обязанности по выдаче копии декларации отсутствовали.

Также изменения и дополнения внесены в статью 7 Закона "О добровольном декларировании...", которой установлены особенности валютного регулирования и валютного контроля при реализации указанного закона.

Определено, что в случае, если в декларации содержатся сведения об открытых (закрытых) декларантом счетах (вкладах) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых физические лица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета и уведомление об открытии (закрытии) и изменении реквизитов которых не было представлено декларантом на дату представления декларации, декларант уведомляет налоговый орган (ФНС России), в который он представляет декларацию, в установленной форме об открытии (закрытии) и изменении реквизитов соответствующего счета (вклада), а налоговый орган (ФНС России) проставляет на указанных уведомлениях отметку об их принятии. Представленное таким образом уведомление не считается представленным с нарушением срока, установленного Законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Денежные средства, зачисленные на указанные в декларации счета (вклады), открытые (закрытые) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, признаются зачисленными на эти счета (вклады) в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Изложенное применяется к счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, открытым до 1 января 2018 года (включая счета (вклады), закрытые на дату представления декларации), сведения о которых содержатся в декларациях, представленных в ходе второго этапа декларирования.

Вследствие правок, внесенных в текст Закона "О добровольном декларировании...", соответствующие правки внесены в форму специальной декларации, а также в порядок ее заполнения.

2) Федеральный закон от 19.02.2018 № 35-ФЗ "О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Вследствие правок, внесенных в Закон "О добровольном декларировании...", изменения вносятся в статью 76.1 УК РФ, устанавливающую случаи освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности.

В соответствии с внесенными правками лицо (декларант или лицо, информация о котором содержится в специальной декларации) освобождается от уголовной ответственности при выявлении факта совершения им до 1 января 2015 года либо до 1 января 2018 года деяний, содержащих признаки составов преступлений, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

статьей 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ",

- частями первой и второй статьи 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица",

статьей 198 "Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов",

статьей 199 "Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов",

статьей 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента",

статьей 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов",

при условии, что такие деяния связаны с имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в соответствующей специальной декларации.

Необходимо отметить, что по сравнению с первым этапом декларирования перечень статей Уголовного кодекса РФ, по которым физическое лицо может быть освобождено от уголовной ответственности в рамках амнистии, не изменился.

3) Федеральный закон от 19.02.2018 № 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)".

Законом № 34-ФЗ вносятся следующие существенные изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации:

- статья 25.14 дополняется пунктом 3.1, в соответствии с которым уведомление о КИКах и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением установленного срока в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Законом "О добровольном декларировании...", и информация о таких иностранных организациях и (или) КИКах содержится в этой специальной декларации;

- пункт 2.1 статьи 45 дополняется положениями, в соответствии с которыми взыскание налога не производится, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 1 января 2018 года в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имущества (имущественными правами) и (или) КИКами, информация о которых содержится в специальной декларации, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации. Однако данные положения не распространяются на обязанность по уплате налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.

В главу 23 "НДФЛ" части второй Налогового кодекса Российской Федерации Законом № 34-ФЗ вносятся следующие изменения:

статья 214.1 дополняется пунктом 13.3, в соответствии с которым при реализации (погашении) ценных бумаг, полученных фактическим владельцем от их номинального владельца, в случае, если такие ценные бумаги и их номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Законом "О добровольном декларировании...", налогоплательщиком-декларантом в качестве фактически произведенных расходов учитывается сумма, равная документально подтвержденной стоимости таких ценных бумаг по данным учета передающей стороны на дату их передачи, но не выше рыночной стоимости таких ценных бумаг на дату их получения;

- в новой редакции излагается пункт 60 статьи 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".

Устанавливается, что не подлежат налогообложению доходы в денежной и (или) натуральной формах (в пред. ред. "доходы (за исключением денежных средств) в виде стоимости имущества, имущественных прав"), полученные при ликвидации иностранной организации (прекращении (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица), налогоплательщиком - акционером (участником, учредителем, контролирующим лицом иностранной организации или структуры без образования юридического лица), имеющим право на получение таких доходов, а также в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг у такой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) указанным налогоплательщиком, при одновременном соблюдении следующих условий:

При этом в случае, если решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации иностранной организации принято до 1 июля 2018 года (в пред. ред. до 1 января 2017 года), но процедура ликвидации не может быть завершена до 1 марта 2019 года (в пред. ред. до 1 января 2018 года) в связи с ограничениями или требованиями, установленными личным законом этой организации, либо ее участием в судебном разбирательстве, условие о ликвидации организации до 1 марта 2019 года признается выполненным, если ликвидация завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания действия таких ограничений, требований и (или) судебных разбирательств.

В случае, если личным законом иностранной организации установлено условие в виде минимального периода владения налогоплательщиком акциями (долями, паями) этой организации и (или) в ее дочерних организациях и (или) иностранных структурах без образования юридического лица, при несоблюдении которого у такого налогоплательщика возникает обязанность уплатить соответствующую сумму иностранного налога, и при этом начало такого периода пришлось на дату до 1 января 2015 года, а окончание такого периода приходится на дату после 1 марта 2019 года (в пред. ред. после 1 января 2018 года), условие о ликвидации организации до 1 марта 2019 года признается выполненным, если ликвидация завершена в течение 365 последовательных календарных дней, считая с даты окончания такого минимального периода владения;

- пункт 2 статьи 220 дополняется подпунктом 2.3, в соответствии с которым при реализации и (или) ином выбытии имущества (имущественных прав), полученного фактическим владельцем от его номинального владельца, в случае, если такое имущество и его номинальный владелецуказаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Законом "О добровольном декларировании...", налогоплательщиком-декларантом сумма фактически произведенных расходов в виде стоимости имущества (имущественных прав) определяется исходя из меньшей из следующих стоимостей:

Также отметим, что соответствующие правки в части продления сроков вносятся в пункт 10 статьи 309.1 НК РФ, определяющей особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

Напомним, что доходы, полученные КИКом от реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав в пользу физического или юридического лица, признаваемого контролирующим лицом этой контролируемой иностранной компании, либо его российского взаимозависимого лица, а также расходы КИКа в виде цены приобретения ценных бумаг и (или) имущественных прав исключаются из прибыли (убытка) КИКа при условии, что цена реализации ценных бумаг и (или) имущественных прав определена исходя из их документально подтвержденной стоимости по данным учета КИКа на дату перехода права собственности на указанные ценные бумаги и (или) имущественные права, но не выше их рыночной стоимости на дату перехода права собственности.

С учетом внесенных правок данная норма применяется при условии, что процедура ликвидации контролируемой иностранной компании завершена до 1 марта 2019 года (в пред. ред. до 1 января 2018 года).

При этом предельный срок завершения процедуры ликвидации контролируемой иностранной компании продлевается в следующих случаях:

В соответствии со статьей 4 Закона № 34-ФЗ действие положений пункта 60 статьи 217 и пункта 10 статьи 309.1 Налогового кодекса РФ (в редакции Закона № 34-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.

Обобщая все три рассмотренных выше закона, связанных с продлением амнистии капиталов, на наш взгляд, можно, прежде всего, выделить следующее:

1) законодатель продлил указанную амнистию, назвав её "вторым этапом" и предоставив возможность воспользоваться ею как тем, кто еще не сделал этого ранее, так и тем, кто уже ранее подавал соответствующую специальную декларацию, но, например, отразил в ней не всю полагающуюся информацию. Кроме того, те, кто ранее уже использовал возможность представления специальной декларации, могуи это сделать вновь, но теперь уже в отношении тех аспектов своей деятельности, которые относятся к периоду с 01.01.2015 по 01.01.2018;

2) законодатель по-прежнему не требует возврата в РФ того имущества и тех средств, которые ранее были выведены из РФ (в том числе, возможно с нарушением законодательства) и оформлены на иностранные компании и (или) номинальных владельцев. Речь идет лишь о необходимости всё задекларировать и переоформить права на соответствующее имущество на себя, ликвидировав соответствующие иностранные компании в установленные сроки. Важным представляется то, что в отличие от правил, применявшихся в ходе первого этапа декларирования, оформление физическими лицами в собственность в рамках указанного выше процесса любого имущества, в том числе денежных средств, не приведет к образованию у них облагаемого НДФЛ дохода при условии представления соответствующей специальной декларации. В рамках первого этапа декларирования из под НДФЛ выводились только доходы, получаемые в связи с оформлением прав на имущество, не относящиеся к денежным средствам;

3) амнистия капиталов по-прежнему предполагает освобождение от уголовной ответственности декларанта или лица, информация о котором содержится в специальной декларации, только по закрытому перечню статей Уголовного кодекса РФ, который, с нашей точки зрения, нельзя считать исчерпывающим, например, в данный перечень не включена статья 193.1 "Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов", которая устанавливает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств на банковские счета нерезидентов с представлением банку документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода;

4) по-прежнему следует учитывать, что проводимая в РФ амнистия капиталов распространяется исключительно на российскую юрисдикцию. Она никак не может коснуться тех последствий, которые гипотетически могут наступить по законодательству тех стран, в которых имели место те операции и то оформление на номинальных владельцев активов, о которых предлагается подать специальную декларацию, которая может привести к раскрытию соответствующих сведений не только для российских налоговых органов, но и в рамках международного обмена налоговой информацией. Напомним, что в рамках первого этапа амнистии капиталов эта проблема хоть и существовала, но не была, возможно, столь актуальной вследствие вступления в силу норм о международном обмене налоговой информацией только с 01.01.2018.

В заключение еще раз отметим, что все рассмотренные законы вступили в силу с момента официального опубликования, то есть 19 февраля 2018 года.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://auditspb.ru/articles.html?id=6