О необходимости проведения спецоценки условий труда до 31.12.2018

Настоящим информируем об издании Министерством труда и социальной защиты РФ письма от 02.11.2017 № 15-1/ООГ-2982, размещенного в информационной системе Консультант Плюс, ИБ 173010.

Указанное письмо, как и ранее изданные разъяснения законодательства о специальной оценке условий труда (например, ответ Минтруда РФ, система Консультант Плюс, ИБ 158552), обращает внимание работодателей на то, что согласно статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ) внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Под вновь организованным рабочим местом в целях специальной оценки условий труда следует понимать рабочее место, на котором работник приступил к выполнению рабочих операций в рамках ранее не осуществлявшегося производственного процесса. Моментом ввода в эксплуатацию вновь организованного рабочего места является запуск на нем производственного процесса.

Переезд в новый офис является сменой производственного помещения, в ходе которой вновь организовывается производственный процесс, предполагающий возможные изменения в оснащении рабочих мест, включая размещение производственного оборудования, состав и характеристики средств коллективной защиты, что, в свою очередь, может привести к изменению характера воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.

При этом в указанном случае не могут быть применены положения Федерального закона № 426-ФЗ, предусматривающие возможность использования результатов ранее проведенной (до 31 декабря 2013 года) в отношении рабочих мест аттестации рабочих мест по условиям труда, так как рабочие места рассматриваются как вновь организованные и, следовательно, не существовавшие по состоянию на 31.12.2013.

Дополнительно напомним об общем требовании для всех работодателей, выраженном в ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ:

- в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ (01.01.2014) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ;

- в случае, если аттестация (спецоценка условий труда) рабочих мест не проводилась, то специальная оценка условий труда на таких рабочих местах должна быть завершена не позднее, чем 31 декабря 2018 года. После проведения такой спецоценки и при ознакомлении работника с картой спецоценки условий труда между работником и работодателем заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указывается класс (подкласс) условий труда на рабочем месте (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5'000 до 10'000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5'000 до 10'000 руб.; на юридических лиц - от 60'000 до 80'000 руб.

При этом, как указывает сам Минтруд РФ в разъяснениях от 25.12.2017 (система Консультант Плюс, ИБ 159403) штраф должен рассчитываться в целом по организации за факт совершения административного правонарушения, однако контролирующий орган может придерживаться другой позиции, т.е. назначить штраф за нарушение порядка спецоценки или ее непроведение за каждое рабочее место.

Исп. Москаленко Л.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6