Индексация в связи с принятием бюджета 2018 года

Настоящим информируем о следующих законах, затрагивающих вопросы индексации пособий и компенсаций, а также обязательного государственного страхования:

1) Федеральный закон от 05.12.2017 №362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (вступает в силу с 01.01.2018; далее - Закон №362-ФЗ). Официально был опубликован на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 06.12.2017.

2) Федеральный закон от 05.12.2017 №364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (вступает в силу с01.01.2018; далее - Закон №364-ФЗ). Официально был опубликован на портале правовой информации www.pravo.gov.ru 05.12.2017.

1) Первый из указанных нормативных актов - Закон № 362-ФЗ утвердил федеральный бюджет на 2018 год. В целом данный Закон регулирует вопросы, связанные с особенностями распределения доходов и расходов бюджетной системы РФ на 2018 год, а также на плановый период 2019-2020 гг. По своему содержанию Закон № 362-ФЗ весьма объемный, однако нам бы хотелось обратить Ваше внимание на единственном моменте - Закон установил прогнозируемый уровень инфляции на 2018 год в размере, не превышающем 4,0 % (как в свое время было установлено и на 2017 год).

Напомним, что ранее в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособия гражданам, имеющим детей, индексировались в размере и в сроки, предусмотренные законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции. Таким образом, ранее интерес к прогнозируемому на следующий год уровню инфляции был вызван прежде всего тем, что от уровня инфляции зависел размер индексации ряда важных показателей, в том числе государственных пособий, предусмотренных Законом № 81-ФЗ. В частности, речь шла таких пособиях, как:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физлицами деятельности в качестве ИП, прекращением полномочий частными нотариусами, прекращением статуса адвоката, прекращением деятельности иными физлицами, чья деятельность подлежит госрегистрации и лицензированию;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Однако действие указанной нормы об индексации было приостановлено до 01.01.2018 в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19.12.2016 № 455-ФЗ[1] (далее - Закон № 455-ФЗ). А с 01.01.2018 в связи со вступлением в силу изменений[2], внесенных в Закон № 81-ФЗ, будет действовать положение о том, что размеры выплат, указанных выше, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий период в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством РФ.

Вместе с этим, напомним, что в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ[3] с 1 февраля 2017 года был установлен аналогичный порядок индексации пособий и компенсаций.

Так, с 1 февраля 2017 года постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 № 88 была установлена величина индексации выплат, пособий и компенсаций в размере 1,054. Видимо, в 2018 году будет издано аналогичное постановление Правительства РФ, устанавливающее размер индексации с 1 февраля 2018 года.

Напомним, что в 2017 году установленный прогнозируемый уровень инфляции не сыграл никакой роли и для целей ежегодной индексации материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Законом № 444-ФЗ законодатель установил, что и в дальнейшем с 01.01.2018 до 01.01.2020 будет вновь приостановлено действие нормы о ежегодной индексации материнского капитала с учетом темпов роста инфляции. Это означает, что пока не предполагается изменение величины материнского капитала вплоть до 01.01.2020.

Величина материнского капитала в 2018 году установлена в самом Законе о федеральном бюджете на 2018 год и составляет сумму 453'026,00 руб. (статья 8 Закона № 362-ФЗ). Таким образом, в 2018 году размер материнского капитала будет таким же, как и в 2017, как и в 2016 году, и дальнейшей индексации в 2018 году не подлежит.

2) Второй из рассматриваемых нами нормативных актов - Закон № 364-ФЗ - утвердил на 2018 год бюджет ФСС РФ, в том числе установил основные характеристики бюджета ФСС РФ, определил особенности использования бюджетных ассигнований в сфере социальной политики, особенности установления отдельных расходных обязательств, а также особенности исполнения бюджета Фонда.

Напомним, что в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" до 01.01.2018 размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год.

Законом от 19.12.2016 № 417-ФЗ[4], утвердившим в свое время бюджет ФРР РФ на 2017 и плановые 2018, 2019 гг., в рамках законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, были установлены значения следующих показателей в 2017 году и плановых 2018-2019 гг.:

Ниже для сравнения напомним размеры приведенных выше показателей в 2017-2019 гг. (в соответствии со ст. 6 Закона № 417-ФЗ): 

Показатель

Размер, руб.

2017 год

2018 год

2019 год

Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты

94'018,00

97'778,70

101'689,80

Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты

72'290,40

75'182,00

78'189,30

В Законе № 364-ФЗ данные показатели в свою очередь не установлены, поскольку с 01.01.2018 вступают в силу правки, внесенные в Закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Законом № 444-ФЗ, в частности, будет установлено, что размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, равной 94'018,00 руб., плюс корректировка на районные коэффициенты, если такие установлены.

Также Законом № 444-ФЗ определено, что максимальный размер ежемесячных страховых выплат, установленный до 01.01.2018, не изменяется и соответственно равен 72'290,40 руб.

В дальнейшем данные фиксированные суммы будут один раз в год с 1 февраля текущего года индексироваться исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации будет определяться Правительством РФ.

Исп. Борисова Ю.


 

[1] Федеральный закон от 19.12.2016 № 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

[2] Изменения внесены Федеральным законом от 19.12.2016 № 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

[3] Федеральный закон от 06.05.2015 № 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

[4] Федеральный закон от 19.12.2016 № 417-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6