836/1828
Новое на сайте

О внесении изменений в НК РФ в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний (Закон № 340-ФЗ)

Ниже представлены наши комментарии к положениям Федерального закона от 27.11.2017 № 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" (далее также - Закон № 340-ФЗ).

Как мы ранее информировали Вас в Анонсе изменений НК РФ от 27.11.2017, 27.11.2017 Президентом РФ был подписан и в тот же день официально опубликован на портале http://pravo.gov.ru пакет новых федеральных законов, вносящих правки в НК РФ, в том числе рассматриваемый далее Закон № 340-ФЗ.

В целом Закон (как прямо следует из его названия) посвящен урегулированию на уровне НК РФ вопросов раскрытия участниками международных групп компаний информации о себе и таких группах путем представления соответствующих отчетов налоговыми органам РФ, а также определению, в чем собственно заключается порядок международного автоматического обмена налоговой информацией.

Рассмотрим эти положения (в их наиболее значимой, с нашей точки зрения, части) более подробно.

1. Изменения статьи 82 НК РФ "Общие положения о налоговом контроле".

Во-первых, статья дополняется положениями, фиксирующими обязанность налоговых органов РФ при осуществлении налогового контроля соблюдать, в том числе, положения международных договоров РФ. До сих пор в пункте 4 данной статьи было указано, что при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений:

- Конституции РФ,

- самого НК РФ,

- федеральных законов,

- а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Закон № 340-ФЗ дополняет указанный перечень также указанием на международные договоры РФ.

Таким образом, с момента вступления  в силу Закона № 340-ФЗ (а в данной части он вступает в силу с момента официального опубликования, т.е. с 27.11.2017) налоговые органы не могут осуществлять сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике в нарушение положений международных договоров РФ. К сожалению, однозначно определить, к каким именно последствиям это ограничение может привести, на сегодня сказать сложно.

Помимо этого статья 82 НК РФ дополняется новым пунктом 6, который описывает общие положения, касающиеся участия в проводимых налоговыми органами РФ мероприятиях налогового контроля компетентных органов иностранных государств.

Так, предусмотрено, что в случае, если международным договором РФ по вопросам налогообложения предусмотрена возможность участия компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении в соответствующей части налогового контроля в РФ, налоговая проверка (налоговый мониторинг) могут проводиться с участием такого компетентного органа по его запросу в соответствии с международными договорами РФ и НК РФ.

В случае принятия налоговым органом РФ решения о проведении налоговой проверки с участием компетентного органа иностранного государства (территории) такому компетентному органу, ФНС РФ сообщает информацию о проведении налоговой проверки, включая информацию о конкретном проверяющем налоговом органе, времени и месте проведения налоговой проверки, о порядке и условиях проведения налоговой проверки. Порядок организации самой работы по совместной проверке должен быть определен ФНС РФ.

2. Изменения статьи 102 НК РФ "Налоговая тайна".

Закон № 340-ФЗ уточнил, что режим налоговой тайны может не соблюдаться в отношении предоставляемых налоговым органом РФ налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств сведений в рамках международного автоматического обмена информацией. До сих пор в тексте статьи 102 НК РФ в данном контексте упоминалась лишь передача данных в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве. Но, на наш взгляд, прямое указание на международный автоматический обмен информацией в данном случае является больше технической правкой, чем корректировкой по существу. Вступила в силу она с 27.11.2017.

3. Изменения раздела V.I части первой НК РФ, регулирующего вопросы налогового контроля за трансфертным ценообразованием.

Закон № 340-ФЗ вносит изменения в раздел V.I части первой НК РФ, дополняя его положениями, касающимися налогового контроля за участниками международных групп компаний.

В связи с этим в новой редакции излагается, в том числе, и название самого раздела, который отныне будет называться "Взаимозависимые лица и международные группы компаний. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании. Документация по международным группам компаний".

Непосредственно понятие "взаимозависимых лиц", порядок определения и виды контролируемых сделок, правила исчисления налогов по ним, подачи уведомлений и положения о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием каким-либо коррективам не подверглись.

Исключением можно назвать расширение круга сведений, которые ФНС РФ имеет право при определенных условиях запросить при осуществлении мероприятий налогового контроля за трансфертным ценообразованием в части проверок контролируемых сделок участников международных групп компаний.

Зато, положения раздела дополнены правилами, касающимися представления в налоговые органы отчетной документации налогоплательщиками, являющимися членами международных групп компаний (новая глава 14.4-1 НК РФ "Представление документации по международным группам компаний").

Так, международной группой компаний признается совокупность организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, связанных между собой посредством участия в капитале и (или) осуществления контроля, для которых соблюдаются все следующие условия:

1) эта совокупность лиц формирует консолидированную финансовую отчетность либо в соответствии с требованиями Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", либо по требованиям бирж (в том числе иностранных) при принятии решения о допуске к торгам ценных бумаг любого из лиц, входящих в эту совокупность;

2) в состав совокупности входит:

- хотя бы одна организация - налоговый резидент РФ (либо не признаваемая налоговым резидентом РФ, но подлежащая налогообложению в РФ в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой через постоянное представительство на территории РФ),

- и хотя бы одно лицо, не признаваемое налоговым резидентом РФ и не уплачивающим налоги в РФ (не имеющим в РФ постоянного представительства).

Участником международной группы компаний в целях НК РФ Кодекса признаются лица, входящие в указанную выше совокупность, включая те компании, которые на конец года входят в эту совокупность, но чьи показатели в силу несущественности не включаются в консолидированную финансовую отчетность, а также постоянные представительства всех указанных выше лиц.

Органы государственной власти РФ и ЦБ РФ участником международной группы налогоплательщиков признаваться в любом случае не будут.

Какую дополнительную отчетность и в каких случаях обязаны представлять налоговым органам РФ участники международной группы компаний? И кто именно из участников одной группы должен выполнять эту обязанность?

Закон № 340-ФЗ вводит обязанность представления в  налоговые органы специальной документации для лиц, признаваемых НК РФ налогоплательщиками - организациями и являющихся участниками международной группы налогоплательщиков.

Во-первых, они должны представлять уведомление об участии в международной группе компаний.

Не должны представлять уведомление об участии в международной группе компаний  только те участники таких групп, которые являются иностранными компаниями, получающими из источников РФ только те виды доходов, которые указаны в статье 309 НК РФ (т.е. только те виды доходов, с которых источник выплаты - российская организация должна удерживать и уплачивать в бюджет РФ налог на доходы).

Когда еще не нужно подавать указанное уведомление?

Если материнская компания международной группы компаний или уполномоченный участник международной группы компаний является российской организацией либо иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица), добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, представили уведомление об участии в международной группе компаний с отражением информации обо всех участниках этой группы, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с НК РФ (кроме иностранных компаний, получающих из РФ только доходы, указанные в статье 309 НК РФ.

Если указанное выше представление уведомления будет осуществлено другим участником группы, уполномоченным на это материнской компанией, то представление уведомления также не требуется.

Для применения данного освобождения необходим не просто факт представления уведомления материнской компанией группы или уполномоченным ею участником, а осуществление такого представления в срок.

Также не требуется представлять уведомление, если:

- материнская компания группы является налоговым резидентом РФ и совокупная выручка группы по ее консолидированной финансовой отчетности за предшествующий финансовый год не превышает 50 млрд. руб.;

- материнская компания группы является резидентом иностранного государства и совокупная выручка группы по ее консолидированной финансовой отчетности за предшествующий финансовый год не превышает размера, который по законодательству этого государства требует представления по группе странового отчета (подробнее об этой форме отчетности см. далее);

Форму и формат уведомления должна утвердить ФНС РФ, однако общий состав сведений, который должен в нем содержаться, можно увидеть из положений новой статьи 105.16-2 НК РФ (пункт 7).

Вводимый Законом № 340-ФЗ новый вид налоговой ответственности предусматривает возможность взимания штрафа за нарушение срока и порядка представления уведомления об участии в международной группе компаний в размере 50'000 рублей (новая статья 129.9 НК РФ). Эта ответственность вводится в действие с 01.01.2018, но за периоды 2017 - 2019 гг. применяться не будет.

Помимо указанного выше уведомления участники международных групп компаний будут обязаны представлять в налоговые органы страновые сведения по международной группе компаний, участником которой является налогоплательщик.

Страновые сведения включают:

1) глобальную документацию по международной группе компаний (далее - глобальная документация). Готовится в произвольной форме (с учетом указанных в НК РФ подлежащих отражению в ней сведений), представляет собой общее описание группы и основных параметров и характеристик её деятельности. За непредставление в срок данного вида сведений вводится новая ответственность - штраф в размере 100 тыс. руб. (новая статья 129.11 НК РФ, неприменяемая к правонарушениям за 2017 - 2019 гг.);

2) национальная документация участника международной группы компаний (далее - национальная документация). Также готовится в произвольной форме и представляет собой описание контролируемых сделок между участниками группы в отчетном периоде, когда одна из сторон таких сделок не является налоговым резидентом РФ. За нарушение срока представления этих сведений также возможна ответственность по новой статье 129.11 НК РФ в размере 100 тыс. руб., но только с 2020 года;

3) страновой отчет международной группы компаний по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники международной группы компаний (далее - страновой отчет). Готовится по форме и формату, утверждаемому ФНС РФ. Исходя из указанных в НК РФ сведений, подлежащих отражению в нем, может быть классифицирован как  форма представления информации из консолидированной финансовой отчетности группы с идентификацией всех её участников. Неправомерное непредставление в установленный срок странового отчета или представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения, будет влечь ответственность в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. (новая статья 129.10 НК РФ, неприменяемая к правонарушениям за 2017 - 2019 гг.).

Первые 2 вида документации (глобальная и национальная) представляются каждым участником международной группы компаний только по требованию налогового органа, и только если ранее соответствующие сведения еще не были истребованы у другого участника той же группы.

Страновой отчет представляется в обязательном порядке материнской компанией группы  или уполномоченным на это ею участником группы в случае, если они являются налоговыми резидентами РФ (в течение 12 месяцев после окончания отчетного финансового года), а у обычного участника группы он может быть только истребован (опять-таки, только если ранее такой отчет еще не был представлен в налоговые органы другим участником группы материнской компанией или уполномоченным участником). Кроме того, участник группы вправе не представлять по требованию налогового органа страновой отчет, если

- материнская компания его группы по законодательству своей страны готовит такой отчет (аналогичный), и он может быть получен российским налоговым органом в рамках международного обмена налоговой информации;

- материнская компания группы является налоговым резидентом РФ и совокупная выручка группы по ее консолидированной финансовой отчетности за предшествующий финансовый год не превышает 50 млрд. руб.;

- материнская компания группы является резидентом иностранного государства и совокупная выручка группы по ее консолидированной финансовой отчетности за предшествующий финансовый год не превышает размера, который по законодательству этого государства требует представления по группе странового отчета. Однако ФНС РФ может утвердить перечень стран, систематически допускающих неисполнение международного автоматического обмена налоговой информации, и если материнская компания будет являться резидентом этого государства, российскому участнику группы все-таки придется представить в ФНС РФ страновой отчет.

Формы и формат представления странового отчета определит ФНС РФ.

4. Общие правила международного автоматического обмена налоговой информацией.

В части международного обмена налоговой информацией Закон № 340-ФЗ предусматривает следующие правила.

Первая часть НК РФ дополняется новым разделом VII.1 "Выполнение международных договоров РФ по вопросам налогообложения и взаимной административной помощи по налоговым делам".

В этом разделе определены основные понятия, используемые в рамках вводимых правил международного обмена налоговой информацией.

Так, под организацией финансового рынка понимается кредитные организации, все прочие профессиональные участники рынка бумаг и иные лица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Клиентом такой организации признается лицо, заключившее договор в указанных выше целях. А лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента, - физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента - физическое лицо, считается само это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что существуют иные физические лица, прямо или косвенно контролирующие клиента - физическое лицо.

Вводимые правила предусматривают, что организации финансового рынка обязаны представлять в ФНС РФ финансовую информацию (соответствующее понятие также установлено в новом разделе) о:

- клиентах,

- выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий).

Условия, порядок и сроки представления указанной информации должно установить Правительство РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Получаемая таким образом ФНС РФ информация будет предоставляться компетентным органам иностранных государств, включенным в утверждаемый ФНС РФ перечень государств (территорий), с которыми РФ осуществляет международный обмен налоговой информации.

Но кроме обмена ФНС РФ сможет использовать полученную информацию и в рамках исполнения всех своих прочих полномочий, т.е. в том числе в рамках мероприятий налогового контроля.

Чтобы организации финансового рынка смогли выполнять возложенные на них обязанности (а вводимая для них в НК РФ ответственность за непредставление таких сведений предусматривает штраф в размере 500 тыс. руб., а за каждый факт невключения в этот отчет каких-либо сведений или невыполнений действий по их сбору - штраф в размере 50 тыс. руб.), им предоставлено право истребования этих сведений непосредственно у самих своих клиентов.

Клиенты обязаны представлять в организацию финансового рынка информацию в отношении самих себя, выгодоприобретателей и (или) лиц, прямо или косвенно их контролирующих, запрашиваемую организацией финансового рынка в соответствии с главой 20.2 НК РФ.

Такая обязанность Законом № 340-ФЗ вводится для всех клиентов, в том числе заключивших соответствующие договоры до даты введения Закона в силу (т.е. до 01.01.2018).

При непредставлении клиентом требуемой информации организация финансового сектора вправе отказать ему в заключении договора, расторгнуть уже заключенный договор или не исполнять операции по нему (кроме операций, относящихся по статье 855 ГК РФ к платежам 1-й - 4-й групп очередности).

Такие же последствия для клиента могут наступить, если организация финансового сектора выявит недостоверность предоставленных ей клиентом сведений.

5. Введение в действие положений НК РФ, предусмотренных Законом № 340-ФЗ.

В целом Закон № 340-ФЗ вступает в силу со дня своего официального опубликования, т.е. с 27.11.2017.

Выше мы уже упоминали по тексту отдельные особенности введения Закона в действие.

Что еще следует отметить?

Требования о представлении в налоговые органы информации об участии в международных группах компаний (включая уведомления об участии и страновых сведений) вступают в силу начиная с информации за период 2017 года.

Налогоплательщики, являющиеся участниками международной группы компаний, вправе добровольно представить уведомление об участии в международной группе компаний и страновой отчет в отношении финансовых годов, начинающихся в 2016 году. При этом уведомление об участии в международной группе компаний в отношении таких периодов может представляться одновременно с представлением странового отчета.

Права налоговых органов в части налогового контроля за трансфертным ценообразованием в части расширения их прав по истребованию в определенных случаях сведений по международной группе компаний, участник которой осуществляет контролируемые сделки, применяются в отношении контролируемых сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 01.01.2018, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено