Правки Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и статьи 15.25 КоАП РФ (Закон № 325-ФЗ)

Настоящим информируем о Федеральном законе от 14.11.2017 № 325-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс РФ об административных правонарушениях", опубликованном на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 14.11.2017.

В соответствии со статьей 4 Закона № 325-ФЗ данный документ вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, то есть 14.05.2018.

Внесенными правками уточнены положения статьи 19 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ" Закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", а именно прямо установлено, что во внешнеторговых договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам), и об этих сроках резиденты обязаны представлять информацию уполномоченным банкам.

В нынешней редакции статьи 19 Закона № 173-ФЗ отсутствует жесткое требование об указании во внешнеторговых договорах сроков исполнения обязательств, при этом резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках исполнения нерезидентами своих договорных обязательств.

Также внесены правки в статью 23 "Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц" Закона № 173-ФЗ, расширившие полномочия банков по отказу в осуществлении валютной операции.

Согласно действующей редакции Закона № 173-ФЗ уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции только в случае непредставления лицом документов, требуемых банком, либо представления им недостоверных документов. Напомним, что в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ уполномоченные банки в целях осуществления валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, в том числе: документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним; документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг); документы, подтверждающие совершение валютных операций, в том числе оформляемые и выдаваемые банками, расположенными за пределами территории РФ; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, валюты РФ, иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Внесенными правками установлено, что уполномоченные банки отказывают лицу в осуществлении валютной операции также, в случае если проведение такой операции нарушит положения статьи 9 "Валютные операции между резидентами", и (или) статьи 12 "Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ", и (или) статьи 14 "Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций" Закона № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ, при этом банк должен сделать ссылку на соответствующее положение акта валютного законодательства РФ, которому проведение такой операции противоречит.

Определено, что решение об отказе в осуществлении валютной операции сообщается лицу в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе, вместе с тем, мы не увидели, чтобы банку был установлен срок вынесения такого решения.

Таким образом, с 14 мая 2018 года уполномоченные банки, установив несоответствие операции клиента валютному законодательству РФ, должны отказывать в ее проведении.

Напомним, что за исключением ряда разрешенных операций валютные операции между резидентами запрещены; денежные средства, полученные от нерезидентов, могут быть зачислены на счета резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, только по определенным валютным операциям, во всех остальных случаях денежные средства от нерезидентов должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках.

Необходимо отметить, что и сейчас уполномоченные банки как агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (подп. 1 п. 7 ст. 23 Закона № 173-ФЗ). Однако внесенными правками прямо установлено такое основание для отказа в проведении валютной операции как ее несоответствие валютному законодательству РФ.

Кроме того, банки обязаны приостанавливать и отказывать в проведении валютных операций в соответствии с Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в случае возникновения подозрений, что операции совершаются в незаконных целях.

Также Законом № 325-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в основном в части привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства, кроме того, по тексту всего Кодекса ставка рефинансирования Центрального банка РФ заменена на ключевую ставку ЦБ РФ.

Введена ответственность за осуществление незаконных валютных операций для должностных лиц организации (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ). Ранее, ответственность, установленная для должностных лиц за осуществление незаконных валютных операций, с учетом примечания к статье 15.25 КоАП РФ, применялась только к индивидуальным предпринимателям. С момента вступления в силу Закона № 325-ФЗ, то есть с 14 мая 2018 года, физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица будут привлекаться к ответственности за осуществление незаконной валютной операции в виде штрафа в размере от 3/4 до 1-го размера суммы незаконной валютной операции, должностные лица организации - в виде штрафа в размере от 20'000 до 30'000 рублей.

Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц (п. 15 Постановления от 24.03.2005 № 5).

Кроме того, введена ответственность для должностных лиц организации:

- за не репатриацию валютной выручки (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ). С учетом внесенных правок с 14 мая 2018 года данное нарушение влечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки Центрального банка РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления денежных средств и (или) в размере от 3/4 до 1-го размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, на должностных лиц - от 20'000 до 30'000 рублей;

за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета в уполномоченных банках и (или) на счета в иностранных банках, по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки, валюты РФ в установленной доле (п. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ). С учетом внесенных правок с 14 мая 2018 года данное нарушение влечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 40'000 до 50'000 рублей, на должностных лиц - от 20'000 до 30'000 рублей.

за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности (п. 5 ст. 15.25 КоАП РФ). С учетом внесенных правок с 14 мая 2018 года данное нарушение влечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, возвращенных в Российскую Федерацию с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки такого возврата и (или) в размере от 3/4 до 1-го размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию; на должностных лиц - от 20'000 до 30'000 рублей.

Помимо изложенного, установлено, что совершение описанных выше административных правонарушений, должностным лицом организации, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет (п. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ).

В заключение еще раз отметим, что все описанные выше правки в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс РФ об административных правонарушениях вступят в силу 14 мая 2018 года.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6