Изменения НК РФ законами от 14.11.2017 (Законы № 322-ФЗ, № 323-ФЗ, № 316-ФЗ)

Настоящим информируем о том, что 14.11.2017 на портале правовой информации http://pravo.gov.ru были официально опубликованы подписанные в этот же день Президентом РФ новые федеральные законы, в том числе 3 закона, вносящих изменения в НК РФ. Настоящим сообщением мы хотим проинформировать Вас об их основных положениях.

1. Федеральный закон от 14.11.2017 № 323-ФЗ "О внесении изменений в часть первую НК РФ" (далее - Закон № 323-ФЗ).

Закон № 323-ФЗ вносит правки в главу 9 первой части НК РФ "Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа".

Основная цель изменений - введение возможности изменения срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также пени, штрафов и процентов, начисленных по результатам проведения налоговым органом налоговой проверки по сравнению со сроками уплаты этих платежей, указанных в требовании (напомним, что согласно положениям статьи 69 НК РФ в общем случае требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с даты получения налогоплательщиком указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании).

В каком случае налогоплательщик сможет претендовать на изменение срока уплаты недоимок, пени, штрафов, начисленных по результатам налоговых проверок?

Основным условиям согласно изменениям, вносимым в статью 64 НК РФ "Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога, сбора, страховых взносов", будет являться невозможность единовременной уплаты в бюджет сумм по требованию в пределах установленных в нём сроков. Это основание подтверждается, если сумма поступлений денежных средств на счета налогоплательщика в банках за период 3 месяца до подачи им заявления о предоставлении рассрочки, меньше суммы краткосрочных обязательств этого налогоплательщика (с учетом текущих обязательств по внесению налоговых и иных обязательных платежей), уменьшенной на величину доходов будущих периодов по данным последней представленный в налоговый орган бухгалтерской отчетности (т.е. фактически - последней годовой бухгалтерской отчетности, так как требований о представлении в налоговый орган промежуточной отчетности в настоящее время нет). При этом налогоплательщик должен иметь возможность исполнить требование в течение срока, на который ему предоставляется рассрочка, а также он должен одновременно удовлетворять следующим условиям:

1) общая сумма, подлежащая уплате по требованию, составляет не более 70% и не менее 30% выручки от реализации за год, предшествующий году, в котором вступило в силу решение по результатам налоговой проверки;

2) со дня создания организации (регистрации ИП) прошло не менее 1-го года;

3) в отношении лица, просящего рассрочку, не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве);

4) организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

5) самое, на наш взгляд, основное и "трудно выполнимое" условие: решение налогового органа, по которому выставлено требование, не обжалуется в вышестоящий налоговый орган на момент подачи заявления о предоставлении рассрочки. Решение о предоставлении рассрочки подлежит отмене, если после его вынесения налогоплательщик обжалует решение налогового органа.

Таким образом, фактически можно констатировать, что получение рассрочки по уплате сумм по требованию по результатам налоговой проверки возможно только при условии необжалования результатов проверки в вышестоящем налоговом органе на момент подачи заявления и после его получения (а это, в свою очередь, также означает невозможность обжалования таких результатов и в судебном порядке). В итоге налогоплательщик, желающий получить рассрочку, фактически должен согласиться с результатами проверки целиком и полностью, даже если для него очевидно, что в какой-то определенной и возможно далеко не самой значительной части соответствующее решение налогового органа незаконно и могло бы быть, например в судебном порядке, отменено.

В качестве обеспечения своих обязательств по предоставляемой рассрочке налогоплательщик должен предоставить банковскую гарантию, отвечающую требованиям, установленным в статье 74.1 НК РФ (до сих пор наиболее часто подобные банковские гарантии встречались в качестве условия использования налогоплательщиком заявительного порядка возмещения НДС по правилам статьи 176.1 НК РФ).

Напомним, что в общем случае по статье 64 НК РФ предельный срок рассрочки по уплате налогов составляет 3 года.

Предельная сумма рассрочки в любом случае не сможет превысить стоимость чистых активов организации (соответственно, отсутствие чистых активов, т.е. убыточность деятельности, фактически препятствует получению рассрочки).

На сумму задолженности при предоставлении рассрочки будут начисляться проценты исходя из ставки, равной ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период рассрочки (т.е., например, на сегодня размер начисляемых процентов мог бы составить 4,125% годовых, что, конечно, выгоднее банковских кредитов и иных форм заимствования на рыночных условиях).

Закон № 323-ФЗ вступает в силу с момента своего официального опубликования, т.е. с 14.11.2017.

Никаких условий о том, в отношении каких именно требований и результатов каких именно налоговых проверок налогоплательщик при соблюдении указанных выше условий может просить предоставить ему рассрочку, не установлено. На наш взгляд, это может означать, что такое право имеется, в том числе в отношении исполнения налоговых требований, полученных, но не исполненных (и главное, напомним, необжалуемых налогоплательщиком) на 14.11.2017.

Более того, это косвенно подтверждают положения статьи 3 Закона № 323-ФЗ, которые описывают правила изменения срока уплаты страховых взносов и соответствующих штрафов и пени, образовавшихся на 01.01.2017 (т.е. до передачи функции по контролю за уплатой страховых взносов налоговым органам), а также доначисленных после 01.01.2017 за периоды до указанной даты, функции по взысканию которых переданы налоговым органам.

2. Федеральный закон от 14.11.2017 № 322-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой НК РФ" (далее - Закон № 322-ФЗ).

Закон № 322-ФЗ уточнил 2 вопроса, касающиеся порядка возврата или зачета налогов, уплаченных или взысканных в бюджетную систему РФ:

1) вопрос возврата иностранной организации налога на прибыль, удержанного налоговым агентом - российской организацией при выплате ею дохода нерезиденту, после предоставления этим нерезидентом документов, подтверждающих право на применение специальных положений международных соглашений РФ по вопросам избежания двойного налогообложения. Данные вопросы теперь урегулированы в новом пункте 17 статьи 78 НК РФ "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа". Их особенностью является более длительный срок, по сравнению с общим, который предоставлен налоговым органам на принятие решение о возврате такого ранее удержанного налога - 6 месяцев с момента получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и документов, указанных в пункте 2 стать 312 НК РФ. Плюс еще 1 месяц предоставлен налоговым органам на сам возврат суммы налога;

2) вопрос о порядке возврата излишне взысканного налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ "Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа"). Буквальное толкование статьи 79 НК РФ до сих пор приводило к тому, что возврат излишне взысканного (в отличие от излишне уплаченного) налога осуществляется по заявлению налогоплательщика, которое можно было подать в течение всего 1-го месяца с момента когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске указанного месячного срока налогоплательщик мог требовать возврат излишне взысканного налога только через суд (куда он мог обратиться в течение 3-х лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога). Данные положения носили несколько дискриминационный характер (ведь с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган можно обращаться в течение 3-х лет с момента уплаты налога). В итоге Закон № 322-ФЗ изменил формулировки пункта 3 статьи 79 НК РФ, и теперь заявление о возврате суммы излишне взысканного налога сможет быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение 3-х лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Возможность обращения в суд с заявлением о возврате в этом случае более не упоминается в тексте статьи 79 НК РФ (что означает, что налогоплательщик будет иметь соответствующее право, но только в порядке обжалования действий или бездействий налогового органа по соответствующим вопросам возврата).

Закон № 322-ФЗ вступает в силу по истечении 1-го месяца со дня официального опубликования, т.е. с 14.12.2017.

Он также как и рассмотренный выше Закон № 323-ФЗ не содержит каких-либо переходных положений. И это, на наш взгляд, означает, что новый порядок возврата налогов будет применяться в отношении заявлений, подаваемых налогоплательщиками (в том числе нерезидентами) в налоговый орган с 14.12.2017, независимо от того, когда именно сформировалась сама излишняя уплата (удержание) или когда произошло излишнее взыскание налога (сбора, страховых взносов, штрафов, пени).

3. Федеральный закон от 14.11.2017 № 316-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ" (далее - Закон № 316-ФЗ).

Как прямо следует из его названия, Закон № 316-ФЗ затрагивает главу 21 НК РФ "НДС". При этом, на наш взгляд, из всех касающихся НК РФ 3-х законов, принятых 14.11.2017, он может затронуть наиболее узкую категорию налогоплательщиков. Связано это с тем, что его положения касаются введения в пункт 2 статьи 149 НК РФ нового вида обязательного освобождения по налогу на добавленную стоимость (обязательного в том смысле, что в пункте 2 статьи 149 НК РФ приведены те виды освобождений от НДС, от которых налогоплательщик не может отказаться).

Таким новым видом будут операции по реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве" (новый подпункт 34 пункта 2 статьи 149 НК РФ "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)").

При последующей реализации ранее приобретенных указанных выше материальных ценностей налоговая база по ним будет определяться в виде наценки, (новый пункт 11 статьи 154 НК РФ "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)").

Поскольку указанная выше наценка будет определяться исходя из цены реализации с учетом НДС, то к определенной таким образом налоговой базе надо будет применять расчетную налоговую ставку НДС, т.е. в зависимости от вида товаров либо 10/110, либо 18/118 (соответствующие уточнения внесены в пункт 4 статьи 164 НК РФ "Налоговые ставки").

Закон № 316-ФЗ вступает в силу через месяц после своего официального опубликования, но в любом случае не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС, что означает, что Закон вступает в силу с 01.01.2018.

Дополнительно отметим, что 14.11.2017 Президентом РФ были подписаны и официально опубликованы на портале правовой информации http://pravo.gov.ru еще ряд новых федеральных законов, которые могут затронуть вопросы осуществления Вами предпринимательской деятельности. Например, может оказаться значимым вступающий по истечении 180 дней с момента своего опубликования Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс РФ об административных правонарушениях", уточняющий порядок репатриации валютной выручки, обязанности банков по отказу в проведении валютных операций и вводящий ответственность должностных лиц организаций за незаконные валютные операции (в настоящее время к ответственности по статье 15.25 КоАП РФ могут привлекаться только организации, но не их должностные лица).

В ближайшее время с более подробными комментариями к этому и другим наиболее интересным изменениям, связанным с принятием указанных выше новых законов, можно будет ознакомиться на нашем сайте в разделе: "Статьи и комментарии".

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6