О несущественных изменениях НК РФ от 30.10.2017

Настоящим информируем о том, что вечером 30.10.2017 на портале правовой информации http://pravo.gov.ru был официально опубликован очередной пакет новых федеральных законов.

Из них 4 связаны с изменениями Налогового кодекса РФ (законы от 30.10.2017 № 305-ФЗ, № 304-ФЗ, № 303-ФЗ и № 300-ФЗ).

Сразу отметим, что, по нашему мнению, ни один из указанных 4-х законов не является тем, который затронет существенные интересы абсолютного большинства налогоплательщиков. Каждый из 4-х законов решает "точечную" проблему определенной категории лиц, которая, на наш взгляд, в целом для экономики РФ не может быть охарактеризована как бюджетообразующая. И сами правки, скорее всего, никому кроме как для тех, для кого они подготовлены, в каждодневной работе не пригодятся.

Тем не менее, ниже представлена краткая информация о каждом из этих законов для целей понимания общей направленности происходящих изменений налоговой системы РФ.

1. Федеральный закон от 30.10.2017 № 305-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй НК РФ" (далее - Закон № 305-ФЗ).

Закон № 305-ФЗ затрагивает главу 21 НК РФ "НДС", уточняя в ней применение предусмотренного подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождения от НДС в отношении услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.

Какие именно услуги подпадают под данное освобождение, до сих пор однозначно понять было сложно, что вызывало споры налогоплательщиков с налоговыми органами. Причем данные споры косвенно затрагивали большой круг лиц, так как наиболее распространенными они были не в отношении вопроса о том, имеется ли у налогоплательщика право на льготу по пп.22 п.2 статьи 149 НК РФ в отношении каких-то конкретных услуг, а в отношении того, может ли покупатель этих услуг принять к вычету предъявленный ему НДС в ситуации, когда налоговый орган доказывает, что на самом деле эта услуга в силу пп.22 п.2 статьи 149 НК РФ должна была бы быть освобождена от НДС.

Данные споры привели к формированию практики на уровне ВС РФ (см. Определения по делам № 305-КГ16-6640, № 305-КГ16-7096, № 305-КГ16-8642), включенной в "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)". В этом Обзоре ВС РФ по вопросу отнесения тех или иных услуг к тем, на которые распространяется пп.22 п.2 статьи 149 НК РФ сформулировал следующую позицию: "под услугами по обслуживанию воздушных судов непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ в целях применения подп.22 п.2 ст.149 НК РФ следует понимать любые услуги, оказанные авиакомпании (заказчику) в рамках заключенных договоров и направленные на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом и грузом, поскольку такие услуги являются составной частью обслуживания воздушных судов в аэропортах и представляют собой комплекс мер, направленных на осуществление воздушной перевозки".

Представляется, что такая расширительная трактовка не всех устраивала. И в итоге были инициированы изменения НК РФ, завершившиеся принятием Закона № 305-ФЗ.

Сам Закон никаких уточняющих формулировок в данной части не внёс, но установил, что перечень освобождаемых по подпункту 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ операций должен определяться по перечню, утверждаемому Правительством РФ.

Вступает данное уточнение в силу с 01.01.2018. И, на наш взгляд, если к этому моменту Правительство РФ соответствующий перечень не утвердит, то применение освобождения по НДС по подп.22 п.2 статьи 149 НК РФ станет весьма проблематичным (и, скорее всего, в такой ситуации контролирующие органы будут настаивать на невозможности его применения в принципе, даже в отношении тех услуг, по которым до сих пор ни у кого сомнений в возможности применения освобождения не возникало).

2. Федеральный закон от 30.10.2017 № 304-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй НК РФ" (далее - Закон № 304-ФЗ).

Закон № 304-ФЗ вносит правки в главу 23 НК РФ "НДФЛ", в которой расширяет перечень видов единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), которые в силу пункта 8 статьи 217 НК РФ освобождаются от налогообложения по НДФЛ.

Таким новым видом выплат являются выплаты налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Напомним, что к выплатам, перечисленным в пункте 8 статьи 217 НК РФ, освобождение от НДФЛ применяется независимо от размера самой выплаты (т.е. в полном объеме) и независимо от формы её осуществления (т.е., в том числе при осуществлении выплат в натуральной форме).

Закон № 304-ФЗ вступил в силу с момента своего официального опубликования (с 30.10.2017) и распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2017. Таким образом, фактически введенное Законом № 304-ФЗ изменение можно будет применить по отношению к соответствующим видам доходов, полученных физическими лицами с начала 2017 года.

3. Федеральный закон от 30.10.2017 № 303-ФЗ "О внесении изменения в статью 420 части второй НК РФ" (далее - Закон № 303-ФЗ).

Закон № 303-ФЗ в главе 34 НК РФ "Страховые взносы" уточнил перечень выплат, не признаваемых объектом налогообложения по страховым взносам в ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС.

Согласно пункту 7 статьи 420 НК РФ "Объект налогообложения" не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом "Россия-2018", дочерними организациями Организационного комитета "Россия-2018" и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA, дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом "Россия-2018" и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях, предусмотренных Федеральным законом от 07.06.13 № 108-ФЗ, на возмещение расходов волонтеров в связи с исполнением указанных договоров в виде оплаты расходов на оформление и выдачу виз, приглашений и аналогичных документов, оплаты стоимости проезда, проживания, питания, спортивной экипировки, обучения, услуг связи, транспортного обеспечения, лингвистического сопровождения, сувенирных изделий, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, проводимых в РФ.

Закон № 303-ФЗ сократил перечень организаций, в рамках отношений с которыми указанные выше выплаты не будут признаваться объектом обложения страховыми взносами. С вступлением в силу Закона № 303-ФЗ (а вступает он в силу с 01.01.2018) единственной такой упомянутой организацией будет только непосредственно сама FIFA (Federation Internationale de Football Association). Возможно, это связано с тем, что все прочие ранее упомянутые в пункте 7 статьи 420 НК РФ организации привлекались для организации Кубка конфедераций FIFA, который к настоящему времени уже завершился, и, также возможно, что в рамках подготовки непосредственно к чемпионату мира по футболу 2018 года никаких иных работающих с волонтерами организаций, кроме как непосредственно сама FIFA, и не будет.

4. Федеральный закон от 30.10.2017 № 300-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ" (далее - Закон № 300-ФЗ).

Закон № 300-ФЗ затрагивает интересы организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.92 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ", а также хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.

Для этих лиц Федеральным законом от 02.10.12 № 161-ФЗ было предусмотрено неприменение ограничения в возможности перехода на уплату ЕНВД по критерию превышения среднесписочной численности работников за предшествующий год 100 человек (пп.1 п.2.2 статьи 346.26 главы 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности"). Однако это правило должно было перестать действовать с 01.01.2018.

Теперь же Закон № 300-ФЗ продлил действие этой льготы (позволяющей указанным выше лицам не учитывать величину своей среднесписочной численности для целей оценки возможности применения ЕНВД) до 31.12.2020 включительно (т.е. еще на 3 года).

Вступил в силу Закон № 300-ФЗ сразу же с момента своего официального опубликования, т.е. с 30.10.2017.

Исп. Леонов А.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6