856/1830
Новое на сайте

Изменения НК РФ Законом №286-ФЗ (налог на прибыль, земельный налог и налоги физических лиц)

Настоящим информируем о Федеральном законе от 30.09.2017 № 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон № 286-ФЗ).

Закон был официально опубликован на портале правовой информации http://pravo.gov.ru в выходной день - в воскресенье, 01.10.2017.

Наиболее значимые для абсолютного большинства налогоплательщиков изменения вступают в силу с 01.01.2018. Однако для ряда положений Закон № 286-ФЗ предусматривает особый порядок введения в действие, что более подробно будет указано ниже.

Рассмотрим предусмотренные Законом № 286-ФЗ изменения более подробно в порядке нумерации изменяемых им статей НК РФ.

1. Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ".

Непосредственно в саму главу 23 НК РФ Закон № 286-ФЗ изменения не вносит. Он уточняет положения ранее принятого в этом году Федерального закона от 03.04.17 № 58-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй НК РФ", о котором мы рассказывали ранее в нашей статье Изменения главы 23 НК РФ "НДФЛ", вносимые Законом №58-ФЗ и который в СМИ получил широкое освещение в связи с предоставлением налоговых преференций по НДФЛ лицам, попавшим по санкции иностранных государств (по утверждаемому Правительством РФ перечню, которого, кстати, не утверждено до сих пор).

Однако положения Закона № 286-ФЗ затронули другие положения этого же Закона. А именно - положения, которые касаются введения особенностей налогообложения доходов по обращающимся облигациям российских компаний. Эти положения должны были вступить в силу с 01.01.2018 и коснуться доходов по обращающимся облигациям российских компаний, эмитированным в период с 01.01.2017 по 31.12.2020 и номинированным в рублях.

Напомним, что речь шла о введении правила, по которому по названным облигациям в отношении доходов в виде процента (купона) налоговая база по НДФЛ должна определяться как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной, исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования ЦБ РФ, +5%, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход. В пределах указанной величины процентный (купонный) доход по указанным выше облигациям облагаться НДФЛ не будет, а сверх нее будет подлежать налогообложению по повышенной ставке - 35%. Для доходов в виде дисконта, получаемых при погашении указанных облигаций будет установлено полное освобождение от налогообложения по НДФЛ.

Закон № 286-ФЗ в отношении данных, на текущий момент времени пока еще вступивших в силу правок, предусмотрел одно очень важное изменение, а именно - он уточнил ту категорию номинированных в рублях облигаций российских организаций, для получаемых физическими лицами доходов по которым этот льготный режим будет действовать, и отменил ограничение в том, что это будет применяться в отношении номинированных в рублях облигаций, эмитированных по 31.12.2020 включительно. Т.е. с учетом положений Закона № 286-ФЗ приведенный выше "льготный" порядок налогообложения доходов физических лиц по облигациям российских организаций будет применяться, в том числе и по тем облигациям, которые будут эмитированы после 31.12.2020. Останется лишь одно ограничение: соответствующие облигации должны быть выпущены не ранее 2017 года.

В этой части Закон № 286-ФЗ вступил сразу же с момента своего официального опубликования, т.е. с 01.10.2017.

Однако фактически применить на практике соответствующие нормы можно будет в любом случае не ранее расчета НДФЛ по доходам, получаемым физическими лицами по корпоративным облигациям за 2018 год.

2. Изменения главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

Те предусмотренные Законом № 286-ФЗ изменения, которые гипотетически могут затронуть наиболее широкий круг налогоплательщиков, на наш взгляд, связаны с правками главы 25 НК РФ.

2.1. Изменения статьи 251 НК РФ "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы".

Еще в начале 2017 года, когда МФ РФ анонсировал свои основные направления налоговой политики на ближайший год, стало известно о намерениях ведомства отменить одну из самых широко применяемых "льгот" по налогу на прибыль организаций - предусмотренное подпунктом 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ освобождение от налогообложения доходов в виде имущества и имущественных прав, полученных организацией (хозяйственным обществом или товариществом) от своего собственника (независимо от доли участия такого собственника в капитале организации) на цели увеличения чистых активов. В том числе, эта норма могла применяться к случаям увеличения чистых активов хозяйственного общества или товарищества с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства хозяйственного общества или товарищества перед соответствующими акционерами или участникам (т.е. на ситуации прощения собственниками организаций долга общества перед самими собой).

Данный пункт, с одной стороны во многом пересекался с освобождением, предусмотренным подпунктом 11 того же пункта 1 статьи 251 НК РФ, но при этом имеет множество преимуществ:

1) в отличие от подпункта 11 подпункт 3.4 позволяет освободить от налогообложения по налогу на прибыль доходы не только в виде безвозмездно полученного имущества, но и в виде безвозмездно полученных имущественных прав, включая доходы, образующиеся в связи с прощением долга. При применении подпункта 11 под освобождение подпадает исключительно имущество, передаваемое безвозмездно;

2) в отличие от подпункта 11  подпункт 3.4 не содержит требований о том, что в случае получения безвозмездно от собственника имущества, отличного от денежных средств, для применения освобождения от налогообложения в отношении полученных в связи с этим доходов необходимо, чтобы полученное безвозмездно имущество (за исключением денег) в течение 1-го года не передавалось третьим лицам;

3) подпункт 3.4 позволяет освободить от налогообложения доходы, полученные при передаче без оплаты имущества только от собственника своему обществу, при чем только если речь идет именно о передаче чего-либо хозяйственному обществу или товариществу (что означает, что подпункт не может быть применен, например, такими видами коммерческих организаций как ГУПы, МУПы, кооперативы, а также всеми видами некоммерческих организаций). В отличие от этого подпункт 11 может быть применен всеми видами организаций, у который есть уставный (складочный) капитал (фонд), и причем освобождение применяется при безвозмездной передаче имущества в обе стороны - от участника своему обществу, и от самого общества в адрес своего участника. Но при этом в отличие от подпункта 11 подпункт 3.4 не содержит никаких ограничений по величине % участия в капитале (фонде) налогоплательщика. И именно это в итоге сделало подпункт 3.4, как нам кажется, одним из наиболее "востребованных" в налоговой практике последнего времени. В подпункте 11 действует ограничение о его применении только в случае, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей или передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) второго участника операции.

К моменту завершения весенне-летней сессии Государственной Думы в июле 2017 года принятыми и подписанными Президентом РФ поправками НК РФ были реализованы все намерения Минфина РФ, озвученные им ранее в основных направлениях налоговой политики на 2017 год, кроме разве что планов по отмене вышеназванного подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Очевидно, что эти планы не получили широкой поддержки у всех лиц, ответственных за налоговую политику в РФ, и их в той или иной степени пришлось скорректировать.

Результатом этой работы стали изменения статьи 251 НК РФ, предусмотренные Законом № 286-ФЗ, а именно:

1) Закон № 286-ФЗ полностью изложил подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ в новой редакции. И в этой новой редакции единственным оставшимся упоминаемым видом освобождаемого от налога на прибыль дохода названы доходы в виде невостребованных участниками хозяйственного общества или товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества, восстановленных в составе нераспределенной прибыли этого хозяйственного общества или товарищества. Освобождение от налогообложения прибыли доходов, формирующихся в результате восстановления в составе нераспределенной прибыли общества невостребованных дивидендов, и ранее упоминалось в пп.3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Но теперь это станет единственным, что в этом подпункте и будет указано.

Справочно: напомним, что необходимость восстановления в составе нераспределенной прибыли невостребованных дивидендов возникает у общества по истечение 3-х летнего срока, исчисленного:

- для ООО - со дня окончания  срока выплаты части прибыли,

- для АО - со дня  принятия решения о  выплате дивидендов,

но в обоих случаях (и для ООО, и для АО) - если более длительный срок не установлен Уставом общества, но в любом случае по истечении 5 лет.

2) Закон вводит в пункт 1 статьи 251 НК РФ новый подпункт 3.7, согласно которому с 01.01.2018 не будут облагаться налогом на прибыль доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые получены в качестве вклада в имущество хозяйственного общества или товарищества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Таким образом, фактически для абсолютного большинства ситуаций в результате указанных изменений, по нашему мнению, никаких практических изменений в порядке налогообложения для налогоплательщиков не наступит. И если до 01.01.2018 (до даты вступления в силу соответствующих изменений) налогоплательщики могли применять подпункт 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то после 01.01.2018 они по-прежнему смогут им руководствоваться для освобождения от налогообложения сумм восстановленных в составе прибыли дивидендов, а по всем остальным вопросам, ранее "покрываемый" положениями подпункта 3.4, - будет возможно применить новый подпункт 3.7.

Причем, в каких-то вопросах применить его будет даже легче, чем до сих пор можно было применять подпункт 3.4:

1) в подпункте 3.7 прямо указано та правовая форма получения доходов в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которая позволит применить освобождение от налогообложения - вклад в имущество общество. Причем, мы полагаем, что в данном случае речь идет об осуществлении вклада в имущество общества как с увеличением его уставного капитала (хотя отсутствие формирования при этом у получателя налогооблагаемых доходов установлено также и в другой статье главы 25 НК РФ - в статье 277), так и не увеличивающих уставный капитал общества.

Формально, если принять во внимание на запрет дарения между коммерческими организациями, и без учета указанного выше уточнения, передать что-либо безвозмездно организация - акционер или организация - участник могли своему обществу только в форме осуществления вклада в имущество.

Но с другой стороны, для акционеров (участников) - физических лиц запрет на дарение между коммерческими организациями не распространяется, и они могли подарить что-либо своему обществу. Смогут они это делать и после вступления в силу Закона № 286-ФЗ. Только вот оснований для применения при этом к сформировавшимся у одаряемого общества доходам нового подпункта 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ не будет.

2) в тексте подпункта 3.7 нет указания на то, что освобождение от налога на прибыль применяется, если передача собственником имущества, имущественных и неимущественных прав осуществлена в целях увеличения чистых активов общества. Но в данном случае следует признать, что такое уточнение, по сути, никогда никакого правового значения не имело, так как любая передача чего-либо без оплаты в любом случае всегда приводит к увеличению размера чистых активов получателя. Теперь же даже для чисто формального соблюдения нормы НК РФ, освобождающей от налогообложения доходы в результате получения чего-либо от собственника без оплаты, не нужно будет ссылаться в документах на то, что это сделано для увеличения чистых активов общества;

Однако есть и одно обстоятельство, которое, на наш взгляд, изменится для налогоплательщиков "в худшую сторону".

Как указано выше, действующая до конца 2017 года редакция подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ, в том числе, позволяет освободить от налогообложения доходы общества, полученные в результате прощения собственником долга общества перед самим собой.

Аналогичной возможности новый подпункт 3.7 пункта 1 статьи 251 НК РФ налогоплательщикам не представит. Прямо он соответствующую операцию не описывает, и к тому же мы должны признать, что действующие редакции законов об АО и об ООО не предусматривают такой способ оплаты вклада в имущество общества, как прощение долга или зачет взаимных требований между собственником и обществом. Такая возможность на сегодня предусмотрена для определения способов оплаты уставного капитала. Но в отношении оплаты вклада в имущество общество без увеличения его уставного капитала ни Закон об АО, ни Закон об ООО соответствующих положений не содержит, что, на наш взгляд, означает, что они не могут применяться. Т.е., по нашему мнению, ныне действующие редакции Законов об АО и об ООО не позволяют собственнику осуществить вклад в имущество общества без увеличения его уставного капитала путем зачета взаимных требований на сумму долгов общества перед ним самим. И это может означать, что с 2018 года прощение собственником долга своему обществу не сможет быть освобождено от налога на прибыль. Хотя возможность оформить при этом документы так, чтобы облагаемый налогом на прибыль доход все-таки не сформировался, конечно, останется. Просто для этого придется прибегнуть к иной правовой форме оформления операций.

Однако изменение редакции подпункта 3.4 и введение нового подпункта 3.7 не являются единственными правками пункта 1 статьи 251 НК РФ, предусмотренными Законом № 286-ФЗ. Помимо этого Закон также уточнил редакции еще двух подпунктов пункта 1 статьи 251 НК РФ:

А. Изменен подпункт 55, касающийся освобождения от налогообложения доходов, полученных от оказания услуг, указанных в пп.6 п.4 статьи 105.14 НК РФ.

Речь идет о только вступившей в силу с 2017 года (федеральный закон от 30.11.16 №401-ФЗ) норме, которая, с одной стороны, признавала не относящимися к контролируемым сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками. А, с другой стороны, указывала, что доходы, полученные в результате получения указанных выше услуг не формируют налогооблагаемую прибыль у того лица, за которого выдали соответствующе поручительство (гарантию).

Проблема была только в том, что, как мы ранее указывали в наших комментариях к федеральному закону от 30.11.16 №401-ФЗ, указанными правками хотели устранить ситуацию, при которой взаимозависимые лица - российские организации, выдавая друг за друга перед банками гарантии и поручительства без взимания за это вознаграждения фактически формировали у лица, оказывающего такие услуги облагаемые НДС оборот (как по безвозмездно оказанным услугам), а у лица, по обязательствам которого выдавались гарантии и поручительства, облагаемый налогом на прибыль доход. Закон №401-ФЗ эту проблему решил, но почему-то при этом в новом подпункте 55 пункта 1 статьи 251 НК РФ освободил от налога на прибыль доход, полученные в результате не только безвозмездного оказания услуг по выдаче гарантий и поручительств, а вообще любой такой доход. Т.е. получилось, что даже при условии того, что стороны подписали бы соответствующий договор и предусмотрели поручителю вознаграждение, оно у поручителя не должно было бы облагаться налогом на прибыль, так как прямо попадало под действие нового подпункта 55 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Эти выгодные для налогоплательщиков, но всё же не вполне обоснованные положения устраняются Законом № 286-ФЗ. В новой редакции подпункт 55 освобождает от обложения по налогу на прибыль доходы только в виде безвозмездно полученных услуг, являющихся предметом сделок, по предоставлению российскими организациями (не банками) друг за друга гарантий и поручительств.

И хотя можно признать, что в данном случае речь идет о редакционной правке норм НК РФ, так как эта правка в целом получается "ухудшает" положение налогоплательщиков, ей не придается обратная сила. Изменение вступает в силу только с 01.01.2018. А значит, весь 2017 год возможны к применению правила, которые по возмездным договорам о предоставлении гарантий и поручительств позволяют российским организациям получать вознаграждение, не облагаемое налогом на прибыль организаций;

Б. Уточнена норма подпункта 37, исключающая из освобождения по налогу на прибыль плату концедента по концессионному соглашению.

Согласно действующей до принятия Закона № 286-ФЗ редакции подпункта 37 пункта 1 статьи 251 НК РФ освобождались от налога на прибыль доходы в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством РФ. Формально эта формулировка освобождала от налога на прибыль вообще всё передаваемое в рамках концессионного соглашения имущество, включая собственно плату концедента по соглашению. Именно это и уточняет Закон № 286-ФЗ, указывая, что с 01.01.2018 полученная в форме денежных средств плата концедента освобождаться от налога на прибыль не будет.

Сразу же отметим, что Закон № 286-ФЗ также уточнил порядок признания указанной платы в качестве дохода для целей налогообложения. Пункт 4.1 статьи 271 НК РФ дополнен положением о том, что плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств, признается в порядке, предусмотренном для учета субсидий. (Мы полагаем, что в данном случае имеется в виду следующее правило: субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества (что свойственно выполнению концессионного соглашения), учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав).

2.2. Изменения статьи 259.3 НК РФ "Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации".

Закон № 286-ФЗ уточнил одно из оснований применения механизма ускоренной амортизации в налоговом учете и установил еще одно новое:

1) уточнения внесены в подпункт 4 пункта 1 статьи 259.3 НК РФ, который предусматривает право применения повышающего коэффициента к основной норме амортизации (но не выше 2,0) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности. Уточнения достаточно серьезны, на наш взгляд, так как они исключают из указанных объектов (т.е. из амортизируемых объектов, по которым может быть применена ускоренная амортизация) здания (фактически одни из самих дорогостоящих объектов, имеющих наиболее длительные сроки полезного использования).

На самом деле контролирующие органы уже давно пытались доказать, что сами здания не являются теми объектами, которые Правительством РФ включены в перечень имеющих высокую энергетическую эффективность. На это налогоплательщики указывали на неразрывность процесса энергосбережения между оборудованием, установленным в соответствующих зданиях, и самими зданиями. К спорам часто привлекались технические эксперты.

Но в итоге проблема была решена более радикально - здания напрямую исключили из перечня объектов, по которым может применяться ускоренная амортизация.

Никаких правил применения внесенных изменений в данной части Закон № 286-ФЗ не установил.

И это делает проблематичным определить, как именно должно на практике это должно происходить. Закон в этой части вступает в силу с 01.01.2018. Но непонятно:

- с этой даты следует прекратить применять коэффициент ускорения амортизации ко всем зданиям, для которых он ранее был введен на основании положений пп.4 п.1 ст.259.3 НК РФ?

- или это означает, что только по вновь принимаемым с 01.01.2018 к учету зданиям более не смогут применяться нормы об ускоренной амортизации для объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, а по ранее введенным в эксплуатацию объектам подлежит применению прежний порядок?

На наш взгляд, более высока вероятность первого, более жесткого варианта. Но еще раз повторим, что сам Закон № 286-ФЗ на этот счет ничего не говорит;

2) вводится новое основание для возможности применения ускоренной амортизации в налоговом учете с правом установления коэффициента ускорения не выше 3,0.

Таким основанием станет наличие амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ.

Закон № 286-ФЗ устанавливает, что ускоренная амортизация по названным объектам будет применяться:
а) в отношении объектов основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2018;

б) до 01.01.2023.

Дополнительно добавим, что до утверждения Правительством РФ перечня соответствующих объектов применение данной новой нормы в любом случае будет невозможно. Но надеемся, что до 01.01.2018 соответствующий документ появится.

2.3. Изменения статьи 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией".

Закон № 286-ФЗ дополняет перечень расходов, перечисленных в статье 264 НК РФ и принимаемых для целей налогообложения прибыли, новым подпунктом 48.9, где указывает средства, перечисленные в бюджет субъекта РФ на основании соглашений (договоров) о безвозмездных целевых взносах, заключенных в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике.

Именно факт безвозмездности указанных целевых взносов без учета данных изменений НК РФ являлся препятствием для учета соответствующих расходов для целей налогообложения прибыли. Теперь же в этой части в силу прямого указания в НК РФ каких-либо сложностей возникать не должно.

При этом статья 5 Закона № 286-ФЗ определяет, что действие положений нового подпункта 48.9 пункта 1 статьи 264 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2017.

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие соответствующие безвозмездные взносы в сере электроэнергетики смогут беспрепятственно учитывать эти взносы в расходах при налогообложении прибыли, но начиная с сумм взносов, выплаченных после 01.07.2017. И сделать они это смогут лишь при расчете налога на прибыль по итогам 2017 года, так как вводящий данную возможность Закон № 286-ФЗ вступает в силу только с 01.01.2018.

Соответственно, например, в течение 2017 года при расчете налога на прибыль по итогам 9 месяцев и при определении авансовых платежей по налогу на 4-й квартал 2017 года и 1-й квартал 2018 года учесть суммы осуществленных в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике после 01.07.2017 целевых взносов будет, по нашему мнению, нельзя.

Помимо указанных выше правок Закон № 286-ФЗ также внес в главу 25 НК РФ ряд изменений технического характера. Например, он уточнил название статьи 277 НК РФ, в котором при последнем переформулировании присутствовала явная грамматическая неточность, которая, впрочем, на порядке применения положений самой статьи никак не сказывалась.

В уточненной редакции название статьи 277 НК РФ будет звучать так: "Особенности признания доходов и расходов при передаче имущества (имущественных прав) в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда), в качестве имущественного взноса Российской Федерации в государственные корпорации".

3. Изменения главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых".

В главу 26 НК РФ Закон № 286-ФЗ с 01.01.2018 вводит новую статью 343.3, которая будет определять специальный порядок уменьшения суммы налога, исчисленного при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море.

Эта статья предусматривает, что налогоплательщики в налоговые периоды с 01.01.2018 по 31.12.2020 будут вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную при добыче природного газа из всех видов месторождений углеводородного сырья, добытого на участке недр, расположенном полностью или частично в Черном море, на величину налогового вычета, определяемого и применяемого в порядке, установленном данной статьей. И применять этот вычет (который в любом случае не сможет уменьшать суму исчисленного налога более чем на 90%) смогут исключительно налогоплательщики-организации, государственная регистрация которых осуществлена на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя в период до 01.01.2017 и при условии, что объекты основных средств (расходы на которые и будут участвовать в определении размера вычета по правилам новой статьи) включены в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя, утвержденную уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

4. Изменения главы 28 НК РФ "Транспортный налог".

Одним из общих направлений, которые можно выделить в предусмотренных Законом № 286-ФЗ правках различных глав второй части НК РФ, можно выделить вопросы упорядочения применения по имущественным налогам налоговых льгот, предоставляемых физическим лицам.

В отношении транспортного налога такие изменения внесены в пункт 3 статьи 361.1 НК РФ "Налоговые льготы". Единственное, что раньше было установлено данным пунктом, это то, что физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Эта фраза сохранена (с дополнением о праве дополнительно представить документы, подтверждающие право на льготу, причем именно праве, а не обязанности налогоплательщика).

Дополнительно определено следующее.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение 7-ми рабочих дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение 3-х рабочих дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Таким образом, на уровне НК РФ закреплена обязанность налогового органа обеспечить получение подтверждающих право на льготу по налогу для физического лица документов от других госорганов, и только при неполучении соответствующих сведений обращаться за этим к самому налогоплательщику.

Дополнительно в статье появилось указание на то, что форма заявления о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются ФНС РФ (хотя напомним, что обязательности применения какой-либо формы в данной ситуации НК РФ не предусмотрено).

Данные правки, как и в целом Закон № 286-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2018. И до конца не ясно, к каким именно налоговым периодам должен начать применяться приведенный выше порядок подтверждения права физического лица на льготу по транспортному налогу:

- с налогового периода 2018 года, т.е. фактически уже в 2019 году, когда наступит срок расчета и уплаты налога за этот период?

- или с налогового периода 2017 года, т.е. непосредственно в 2018 году, когда налог за 2017 год должен быть рассчитан и уплачен?

В отсутствие указания на иное мы полагаем, что с правовой точки зрения более обоснованным будет второй вариант. Но как это будет работать по мнению налоговых органов мы сможем увидеть скорее всего только на практике.

5. Изменения главы 30 НК РФ "Налог на имущество организаций".

Закон предусмотрел по тексту главы 30 НК РФ два уточнения:

1) касается ситуаций, когда объект недвижимости должен облагаться налогом исходя из своей кадастровой стоимости, так как является:

- либо недвижимостью на территории РФ, принадлежащей иностранной организации, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство,

- либо является жилым домом или помещением, не учитываемым по правилам бухучета в составе основных средств организации (т.е. предназначенным для продажи),

но на 01 января соответствующего года его кадастровая стоимость не определена, и впервые она устанавливается уже в течение налогового периода.

Пункт 12 статьи 378.2 НК РФ "Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества" в этом случае дополняется следующим указанием: определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Отметим, что в такой же ситуации, но с другими объектами недвижимости, подлежащими налогообложению по налогу на имущество исходя из их кадастровой стоимости, в текущем налоговом периоде порядок исчисления налога на основе кадастровой стоимости объекта вообще не подлежал бы применению. По такому объекту налог подлежал бы исчислению исходя из его среднегодовой остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета и по правилам, установленным для исчисления налога в таких случаях.

2) Закон расширил перечень льгот по налогу на имущество организаций, которые, хотя и установлены на уровне НК РФ в статье 381 НК РФ, но с 2018 года смогут применяться только если это будет предусмотрено законом о налоге на имущество соответствующего субъекта РФ (статья 381.1 НК РФ "Порядок применения налоговых льгот").

Но видом таких льгот стала льгота, предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством РФ, и в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение 3-х лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Напомним, что ранее такие правила (льгота с 2018 года действует только если ее применение будет предусмотрено соответствующим Законом субъекта РФ) были введены для льгот:

- установленную пунктом 24 статьи 381 НК РФ (имущество, расположенное на морском шельфе и используемое для добычи полезных ископаемых);

- и наиболее широко применяемой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 НК РФ в отношении принятых на учет после 01.01.2013 объектов движимого имущества (кроме объектов 1-й и 2-й групп, которые в принципе не признаются объектом налогообложения). К сожалению, никаких изменений в части "нового" порядка применения данной льготы с 2018 года по крайней мере Законом № 286-ФЗ принято не было. И это увеличивает вероятность того, что с 2018 года для многих организаций движимые объекты вновь станут облагаться налогом на имущество. По крайней мере, например, в отношении планов на территории Санкт-Петербурга ввести в Закон о налоге на имущество организаций льготу для движимого имущества, мы пока не слышали.

6. Изменения главы 31 НК РФ "Земельный налог".

В главе 31 НК РФ о земельном налоге Закон № 286-ФЗ уточнил 2 положения:

- вопросы влияния на расчет налога изменения разрешенного использования земельным участком в течение налогового периода;

- правила подтверждения налоговых льгот по налогу, применяемых физическими лицами.

В части подтверждения прав физических лиц на налоговые льготы по земельному налогу Закон № 286-ФЗ установил правила, абсолютно аналогичные вышерассмотренному порядку подтверждения льгот физических лиц по транспортному налогу (даже с указанием ссылки на порядок, установленный в пункте 3 статьи 361.1 НК РФ). Т.е. налоговый орган сначала должен получить подтверждающие право на льготу физического лица сведения и документы от других госорганов, и только при неполучении необходимых сведений он будет вправе обратиться с этим вопросом к самому налогоплательщику.

В отношении изменения разрешенного использования земельного участка Закон уточнил в НК РФ следующее. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого земельного участка.

При этом исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, соответствующего доле числа полных месяцев до изменения к общему числу месяцев в периоде. При этом изменение разрешенного использования или перевод участка в другую категорию в течение месяца учитывается как за полный месяц, если оно произошло до 15-го числа этого месяца (если изменение произошло после 15-го числа, этот месяц целиком относится к расчету налога по правилам для участков с "предыдущим" разрешенным использованием или с "предыдущей" категорией.

Указанные изменения внесены Законом № 286-ФЗ в статьи 391 "Порядок определения налоговой базы" и 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 НК РФ и вводятся в действие с 01.01.2018.

7. Изменения главы 32 НК РФ "Налог на имущество физических лиц".

В значительной части правки главы 32 НК РФ по Закону № 286-ФЗ относятся к категории технических уточнений: по всему тексту главы один из видов объекта налогообложения, сформулированный до сих пор как "жилое помещение (квартира, комната)" теперь будет поименован просто как "квартира, комната" (очевидно, что иных видов облагаемых налогом жилых помещений в действующей практике обнаружено не было).

Помимо этого следует отметить лишь еще одно изменение, затронувшее статью 407 НК РФ "Налоговые льготы". Но и это изменение, полагаем, является вполне логичным в смысле всего рассмотренного выше объема правок, предусмотренных Законом № 286-ФЗ. Речь идет об уточнении положений о порядке подтверждения прав физических лиц на налоговые льготы по налогу на имущество. Вводимые Законом правила абсолютно аналогичны таким же правилам подтверждения прав на льготы, которые установлены теперь для транспортного и земельного налогов (см. выше) и опять-таки с отсылкой на порядок, который вводится с 01.01.2018 в пункт 3 статьи 361.1 НК РФ (истребование подтверждающих права на льготы документов от других госорганов и только при неполучении требуемых сведений обращение к самому налогоплательщику).

Точно также в текст статьи 407 НК РФ вводится указание на то, что форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются ФНС РФ (хотя никакой обязательности соблюдения при этом каких-то утвержденных ФНС РФ форм документов глава 32 НК РФ, как и иные главы второй части Кодекса об имущественных налогах, взимаемых с физических лиц, не предусмотрено).

Исп. Леонов А.


Комментарии
Оставить комментарий


Обратная связь
Видеосеминары
Правила и условия обслуживания

ООО "Аудит Санкт-Петербург" предлагает всем гостям сайта информационно-консультационные онлайн-услуги.

Онлайн-услуги включают в себя:

  • доступ к самым свежим комментариям специалистов ООО "Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • возможность задать интересующие Вас вопросы специалистам ООО "Санкт-Петербург" в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Чтобы воспользоваться указанными онлайн-услугами Вам необходимо:

  • зарегистрироваться на сайте (регистрация бесплатная);
  • выбрать интересующий вид онлайн-услуг (сервисы "Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ");
  • оплатить выбранную онлайн-услугу.

Оплата производится отдельно по каждой онлайн-услуге:

  • сервис "Статьи и комментарии" - Вы оплачиваете подписку на аналитические материалы ООО "Аудит Санкт-Петербург" и на интересующий Вас период времени (либо месяц, либо полгода) получаете полный доступ (сервис будет открыт для Вас в день оплаты услуги);
  • сервис "Вопрос-ответ" - Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста ООО "Аудит Санкт-Петербург" по интересующему Вас вопросу. Сперва Вы задаете вопрос, затем специалист компании оценивает уровень его сложности и оповещает Вас в формате электронной почты о сроке подготовки ответа и о стоимости консультации. Если предложенные специалистом условия Вас устроят, Вы оплачиваете услугу. Специалист приступает к подготовке ответа сразу после оплаты консультации.

Оплата онлайн-услуг осуществляется через платежную систему ASSIST с помощью банковских карт VISA, MasterCard, DINERS CLUB.

ASSIST – это мультибанковская система платежей по пластиковым картам через сеть интернет, позволяющая в реальном времени производить авторизацию и обработку транcакций.

Оплата по банковским картам производится путем переадресации на сайт системы ASSIST. При попадании на сайт необходимо следовать инструкции, состоящей из следующих основных шагов:

  • необходимо выбрать вид платежного средства и нажать кнопку "Продолжить";
  • необходимо указать параметры платежного средства (данные о кредитной карте) и подтвердить согласие на проведение платежа нажатием кнопки "Оплатить".

Безопасность платежей в системе ASSIST обеспечивается использованием SSL протокола для передачи конфиденциальной информации от клиента на сервер системы ASSIST для дальнейшей обработки. Дальнейшая передача информации осуществляется по закрытым банковским сетям высшей степени защиты. Обработка полученных конфиденциальных данных (реквизиты карты, регистрационные данные и др.) производится в процессинговом центре, а не на сайте ООО "Санкт-Петербург". Таким образом, никто, даже продавец слуг, не сможет получить Ваши персональные и банковские данные.

Для защиты информации от несанкционированного доступа на этапе передачи от клиента на сервер системы ASSIST используется протокол SSL 3.0, сертификат сервера (128 bit) выдан компанией Thawte – признанным центром выдачи цифровых сертификатов.

После оплаты любого из предложенных видов онлайн-услуг в адрес Вашей электронной почты будет направлено оповещение (в формате электронного сообщения), подтверждающее факт оплаты.

Возврат уплаченных за онлайн-услуги денежных средств производиться в случаях, если:

  • до момента начала оказания онлайн-услуг клиент отказался от них, представив письменное подтверждение этого по электронной почте или факсу;
  • услуга не была оказана в срок, согласованный с клиентом, и с ним не было достигнуто соглашение о новом сроке оказания услуги.

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна регистрация

Регистрация позволит Вам стать абонентом нашего сайта (регистрация бесплатная).

Зарегистрированные абоненты получают возможность оплачивать доступ ко всем закрытым сервисам сайта и пользоваться предлагаемыми услугами.

В частности, зарегистрировавшись, Вы сможете:

  • получить полный доступ к самым свежим комментариям наших специалистов в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов (раздел "Статьи и комментарии");
  • задать интересующие Вас вопросы нашим специалистам в области бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового законодательства, а также любой иной отрасли права, затрагивающей осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации (раздел "Вопрос-ответ").

Пользование любым из указанных сервисов оплачивается отдельно:

  • в первом случае Вы можете оплатить подписку на аналитические материалы компании, как на месяц, так и на 6-месячный срок;
  • во втором случае Вы оплачиваете стоимость каждой отдельной консультации специалиста по интересующему Вас вопросу (стоимость ответа устанавливает индивидуально в зависимости от сложности задаваемого вопроса).

Оплата указанных услуг осуществляется с помощью кредитных карт: Visa, MasterCard, Diners Club.

С более подробной информацией Вы можете ознакомиться в соответствующих разделах сайта ("Статьи и комментарии", "Вопрос-ответ")

В случае возникновения дополнительных вопросов Вы можете связаться с нами по телефону или по электронной почте.

Зачем нужна подписка

Подписка открывает полный доступ к комментариям специалистов компании "Аудит Санкт-Петербург" в отношении новых нормативных правовых актов, интересных судебных решений и разъяснений контролирующих органов.

Кроме того, подписка позволяет абонентам комментировать материалы раздела, а также обсуждать их с другими зарегистрированными абонентами.

Для доступа к разделу Вам необходимо:

Стоимость подписки определяется исходя из тарифа:

  • 1 мес. – 5 000 руб.
  • 3 мес. – 13 000 руб.
  • 6 мес. – 24 000 руб.

Внимание!

Только до 28 марта 2011 года действует специальное предложение:

  • 1 мес. – 2 000 руб.
  • 3 мес. – 4 000 руб.
  • 6 мес. – 10 000 руб.
Вход
Забыли пароль?

Новый пароль отправлен на почту

После авторизации вы сможете изменить его в профиле на любой другой


Регистрация
  • имя свободно
    имя занято
  • пароли совпадают
    пароли не совпадают

На ваш электронный ящик отправлено сообщение содержащее параметры активации вашего аккаунта.

Обычно, время доставки сообщения составляет не более трех минут

Письмо не пришло?  Запросить повторно отправлено