Необоснованная налоговая выгода при дроблении бизнеса

Настоящим информируем Вас о Письме ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@, которым направлен "Обзор судебной практики, связанной с обжалованием налогоплательщиками ненормативных актов налоговых органов, вынесенных по результатам мероприятий налогового контроля, в ходе которых установлены факты получения необоснованной налоговой выгоды путем формального разделения (дробления) бизнеса и искусственного распределения выручки от осуществляемой деятельности на подконтрольных взаимозависимых лиц".

Текст указанного письма размещен в справочно-правовых системах "Гарант", "КонсультантПлюс".

ФНС России считает, что результаты проведенного мониторинга судебной практики свидетельствуют о наличии значительного количества споров, связанных с доказыванием налоговым органом факта получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды вследствие дробления бизнеса и распределения получаемой выручки на подконтрольных взаимозависимых лиц.

После проведенной работы по анализу судебных актов ФНС России отметила, что исчерпывающий перечень признаков, свидетельствующий об обоснованности выводов налогового органа о формальности разделения бизнеса, отсутствует. В связи с этим в каждом конкретном случае совокупность доказательств, собранных в рамках мероприятий налогового контроля, зависит от конкретных обстоятельств, установленных в отношении участников схемы разделения бизнеса и их взаимоотношений.

С точки зрения ФНС России, доказательствами применения налогоплательщиком схемы дробления бизнеса могут быть следующие установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:

- дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (ЕНВД или УСН) вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество основным участником, осуществляющим реальную деятельность;

- применение схемы дробления бизнеса оказало влияние на условия и экономические результаты деятельности всех участников данной схемы, в том числе на их налоговые обязательства, которые уменьшились или практически не изменились при расширении в целом всей хозяйственной деятельности;

- налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;

- участники схемы осуществляют аналогичный вид экономической деятельности;

- создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала;

- несение расходов участниками схемы друг за друга;

- прямая или косвенная взаимозависимость (аффилированность) участников схемы дробления бизнеса (родственные отношения, участие в органах управления, служебная подконтрольность и т.п.);

- формальное перераспределение между участниками схемы персонала без изменения их должностных обязанностей;

- отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств, кадровых ресурсов;

- использование участниками схемы одних и тех же вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети "Интернет", адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз и т.п.), банков, в которых открываются и обслуживаются расчетные счета, контрольно-кассовой техники, терминалов и т.п.;

- единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса может являться другой ее участник, либо поставщики и покупатели у всех участников схемы являются общими;

- фактическое управление деятельностью участников схемы одними лицами;

- единые для участников схемы службы, осуществляющие: ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и т.д.;

- представление интересов по взаимоотношениям с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) осуществляется одними и теми же лицами;

- показатели деятельности, такие как численность персонала, занимаемая площадь и размер получаемого дохода, близки к предельным значениям, ограничивающим право на применение специальной системы налогообложения;

- данные бухгалтерского учета налогоплательщика с учетом вновь созданных организаций могут указывать на снижение рентабельности производства и прибыли;

- распределение между участниками схемы поставщиков и покупателей, исходя из применяемой ими системы налогообложения.

По мнению ФНС России, все или часть приведенных выше признаков в своей совокупности и взаимной связи могут свидетельствовать о формальном разделении бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды. При этом при использовании схемы дробления бизнеса одним из основных способов занижения налоговых обязательств может являться включение в цепочку взаимоотношений организаций и предпринимателей, деятельность которых носит формальный (технический, подконтрольный) характер и направлена на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Помимо изложенного, ФНС России обратила внимание на необходимость правильного определения действительного размера и структуры налоговых обязательств налогоплательщика при доказывании в судах фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, в частности, на необходимость определения налоговой базы с учетом не только полученных участниками схемы доходов, но и понесенных ими расходов.

Также в Письме приведены примеры судебных актов по спорам о необоснованной налоговой выгоде, полученной вследствие дробления бизнеса, принятых как в пользу налоговых органов, так и в пользу налогоплательщиков.

В заключение ФНС России отметила рост количества судебных дел по данной тематике и указала, что для обоснования вывода о применении налогоплательщиком схемы дробления бизнеса налоговому органу необходимо располагать доказательствами, которые в совокупности и взаимосвязи будут однозначно свидетельствовать о совершении проверяемым налогоплательщиком совместно с подконтрольными ему лицами виновных, умышленных согласованных действий, направленных не столько на разделение бизнеса самого по себе, что признается оптимизаций предпринимательской деятельности, сколько на получение в результате применения такой схемы необоснованной налоговой выгоды путем уменьшения соответствующей налоговой обязанности или уклонения от ее исполнения.

Поскольку снижение налогоплательщиками своих налоговых обязательств путем создания искусственной ситуации, при которой видимость действий нескольких лиц прикрывает фактическую деятельность одного налогоплательщика, часто встречается на практике, обращаем Ваше внимание на следующее.

При осуществлении любого изменения структуры бизнеса, в том числе путем реорганизации юридического лица в форме разделения или выделения, путем создания новых юридических лиц с передачей им части полномочий действующего юридического лица либо путем передачи части полномочий действующей организации индивидуальному предпринимателю, необходимо в первую очередь исходить из так называемой "деловой цели" данных изменений, которая должна быть четко сформулирована налогоплательщиком, помимо налоговой экономии, которая тоже может быть им достигнута в результате осуществленных изменений.

Напомним, что в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Также Пленум ВАС РФ указал, что налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Поэтому если будет установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано. При этом, по мнению Пленума ВАС РФ, следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

Таким образом, резюмируя изложенное, принимая во внимание, что ФНС России приведен перечень обстоятельств, которые рассматриваются ею как доказательства получения необоснованной налоговой выгоды вследствие дробления бизнеса, рекомендуем при изменении структуры бизнеса, по возможности, избегать признаков, свидетельствующих, по мнению налоговой службы, о необоснованной налоговой выгоде, а также иметь четкое обоснование изменений, проводимых в структуре бизнеса, помимо налоговой оптимизации, которая вправе иметь место.

Исп. Кобякова Е.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6