Об исключении организации из ЕГРЮЛ при недостоверности сведений. Об установлении срока ликвидации ООО

Предлагаем Вам ознакомиться с изменениями 3-х Федеральных законов:

- № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

- № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

- № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",

отраженными в Федеральном законе от 28.12.2016 № 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон). Рассматриваемый Закон вступил в силу 28 июня 2017 года, а в части отдельных положений - 1 сентября 2017 года.

Кроме того, Закон также регулировал несколько процедурных аспектов привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в рамках ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Однако данные положения действовали чуть более месяца, и в связи с введением с 30.07.2017 новой главы "III.2. "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве", были исключены. Новые правила привлечения к ответственности контролирующих должника лиц в порядке главы "III.2. "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве", заменившей статью 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", описаны в нашей статье Изменения Закона о банкротстве в части субсидиарной ответственности контролирующих лиц (Закон №266-ФЗ).

1. О сроке ликвидации юридического лица

Федеральный закон № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" дополнен новыми положениями относительно предельного срока для завершения процедуры добровольной ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО). Ранее законодатель не ставил для организации рамки по длительности процедуры ликвидации ООО. Фактически организация могла находиться в состоянии "процедуры ликвидации" сколь угодно долго. Имеет место и практика "бросания" организации на стадии ликвидации, что приводит к тому, что ООО формально существует, и в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) годами при этом имеется запись "находится в стадии ликвидации".

С 1 сентября 2017 года срок ликвидации общества не может превышать одного года. Если ликвидация не может быть завершена в этот срок, то в судебном порядке можно продлить срок еще максимум на 6 месяцев. Истечение срока для ликвидации, равно как и подача обществом в регистрирующий орган решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации, влечет внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ (по нашему мнению, такая запись фактически должна убрать из ЕГРЮЛ запись "находится в стадии ликвидации"). В последующем новое принятие решения о добровольной ликвидации допустимо, но оно может быть принято не ранее, чем через 6 месяцев после появления вышеуказанной записи в ЕГРЮЛ о прекращении предыдущей ликвидации.

2. Исключение организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа

Расширены полномочия регистрирующего органа по самостоятельному принятию решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

До 1 сентября 2017 года по решению регистрирующего органа юридическое лицо могло быть исключено из ЕГРЮЛ, если признавалось фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо), т.е. если в течение более 12 месяцев, организация не представляла документы отчетности и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету.

С 01.09.2017 рассматриваемый Закон закрепил право регистрирующего органа по собственному решению исключить организацию из ЕГРЮЛ еще в 2-х случаях (п. 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"):

1) наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи;

2) невозможность ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможность возложить эти расходы на его учредителей (участников).

Наибольший интерес вызывает первое основание исключения: наличие записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Напомним, возможность вносить регистрирующим органом запись о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, была введена Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ и стала реализовываться с 1 января 2016 года. Вне правового поля такая запись часто зовется "черной меткой", т.к. значительно понижает репутацию организации, может свидетельствовать о ее недобросовестности и о необходимости признания ее рискованным партнером с точки зрения проявления должной осмотрительности при выборе контрагента.

Запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений вносится в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ, то есть фактически такая запись может появиться в разделе ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (например, генеральный директор), и в разделе об учредителях (участника) юридического лица. Также запись о недостоверности сведений может появиться в разделе об адресе организации, если у регистрирующего органа появится основания считать организацию отсутствующей в заявленном адресе.

Отметим, что запись о недостоверности не вносится сразу: сперва регистрирующий орган должен направить уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. Если в течение 30 дней такие сведения не будут предоставлены, то регистрирующий орган внесет запись о недостоверности.

До появления рассматриваемого Закона такая запись могла принести организации различные трудности, но одним из самых негативных последствий такой записи, на наш взгляд, являлось то, что контрагенты отказывались от работы с такой организацией как с потенциально ненадежной. Теперь же 6 месяцев наличия такой записи в ЕГРЮЛ дают право регистрирующему органу исключить организацию из ЕГРЮЛ, т.е. фактически ликвидировать организацию без участия самой организации и без судебных тяжб. Такое последствие для "брошенных" организаций может быть выгодно, а для добросовестных организаций, напротив, представляет существенные трудности.

Что касается второго нового основания для исключения: отсутствие средств на расходы по ликвидации организации, то наделение регистрирующего органа таким полномочием представляют собой скорее техническую необходимость. Еще с 1 сентября 2014 года при реализации очередного этапа реформы гражданского законодательства, появился пункт 6 ст. 62 Гражданского кодекса РФ, который установил, что при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Рассматриваемая новелла, отраженная в п. 5 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ, как раз раскрывает содержание "порядка, установленного законом о государственной регистрации юридических лиц".

Говоря о новшествах в части исключения организации из ЕГРЮЛ, также следует обратить внимание на следующее. Рассматриваемый Закон закрепил положения о том, что принятие регистрирующим органом самостоятельного решения о предстоящем исключении организации (вне зависимости от основания) невозможно, в случае если в ЕГРЮЛ внесена информация о том, что организация является должником в банкротном процессе (подробнее см. раздел 3 настоящего Информационного сообщения).

Кроме того, Закон несколько конкретизировал процедуру исключения организации из ЕГРЮЛ по собственному решению регистрирующего органа. Как и ранее, исключение происходит в 2 этапа - принятие решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и принятие самого решения об исключении.

Для предприятий наиболее интересен первый этап, т.к. есть возможность реагирования на действия регистрирующего органа.

Регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении организации, после чего в течение 3-х дней информация о таком решении публикуется для всеобщего ознакомления в журнале "Вестник государственной регистрации". Там же указываются сведения о порядке и сроках направления заявлений исключаемым юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Срок для направления заявлений - в течение 3-х месяцев после публикации. Если такое заявление поступит в регистрирующий орган, исключение организации не может быть осуществлено.

Рассматриваемый закон уточнил, что не любое заявление "отменит" исключение из ЕГРЮЛ, а только мотивированное. Также разъяснено, что заявление может быть направлено почтой, в электронном виде или подано непосредственно в регистрирующий орган.

3. Отражение в ЕГРЮЛ сведений о процедуре банкротства организации

В Федеральные законы № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" внесены взаимообусловленные правки следующего содержания.

С 28.06.2017 Арбитражный Суд обязан направлять в электронной форме определение о принятии заявления о признании организации банкротом в регистрирующий орган.

А на оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ, размещен на сайте http://bankrot.fedresurs.ru) возложена обязанность представлять в регистрирующий орган в течение 3-х дней с момента их появления сведения о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о дате введения соответствующей процедуры, сведения о прекращении производства по делу о банкротстве, сведения об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений.

Для третьих лиц такие нововведения фактически выражаются в единственном последствии: теперь в ЕГРЮЛ можно будет увидеть, что организация находится в процессе банкротства, и не требуется отдельно просматривать сведения картотеки арбитражных дел, размещенной на сайте http://kad.arbitr.ru. Однако такое утверждение действительно при условии, что арбитражные суды и оператор ЕФРСБ будут добросовестно исполнять возложенную на них новую обязанность.

Исп. Коновалова Д.


Адрес материала в интернете: http://www.auditspb.ru/articles.html?id=6